Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Сергей Иванович Огарышев о том, как увлечение становится делом жизни и о планах на будущее

ogaryshevСегодня с нами побеседовал Сергей Иванович Огарышев, издатель научно-технического отраслевого журнала «Базальтовые технологии», создатель и владелец сайта «Церковный краевед Прикамья», – о том, как увлечение становится делом жизни, о чудесах и о планах на будущее.

— Сергей Иванович, когда у Вас возникла мысль создать сайт для материалов по церковному краеведению? На этапе создания сайта у Вас уже были какие-то наработки, статьи, материалы? Когда Вас заинтересовала эта тема?

— Это случилось совершенно неожиданно для меня самого в 2005 году. Появление сайта «Церковный краевед Прикамья» прежде всего связано с тем, что я заинтересовался Православием, оно неожиданно открылось мне. До этого я был очень активным протестантом. Еще, я думаю, сказалось то, что моя мама была историком. Я родился в сельской местности, в селе Аспа Уинского района Пермского края. Люблю фотографировать. Однажды летом я фотографировал с горы храм в родном селе, и в этот момент со мной произошло что-то сверхъестественное, у меня будто крылья выросли: мне захотелось узнать историю этого храма. Этот вопрос глубоко в меня проник: здесь же священники когда-то были, проходили службы… И случилось чудо. Мой папа помог мне найти родственников последнего священника, отца Александра Гаряева, который был расстрелян в 1937 году. А его родственники из нашего села выехали еще в шестидесятых годах, и толком никто не знал, где они находятся, что с этой семьей, но мы начали поиск. И вот, через некоторое время я встретился под Челябинском с семьей этого священника, с его потомками. Людмила, дочь этого священника, уже очень пожилая, дала мне семейную фотографию, на которой был отец Александр. Я забрал фотографию в Пермь, отсканировал, отдал ее художнику, тот написал портрет, а копию этого портрета я подарил нашему храму. Вот с этого момента и родился сайт «Церковный краевед Прикамья»: на примере открытия истории церкви в родном селе захотелось пойти дальше.

— Какова концепция сайта «Церковный краевед Прикамья»?

— Идея такова. Сначала я фотографирую храм, затем эти фотографии публикую, тут я не жалею своего времени, делаю очень много фотографий, людям это очень нравится, потому что когда они смотрят фотографии, они как будто оказываются на месте храма. А под фотографиями публикую краткие справки об этих храмах, взятые из адрес-календарей Пермской епархии. В справках содержится информация о годах строительства храма, о месторасположении относительно губернских городов и фамилии священников. Создается отдельная тема на форуме о том или ином храме, и далее, по возможности, я стараюсь ее уже как-то дальше развивать. В этой работе я использую только первоисточники. Отсканировано уже около трехсот тысяч страниц дореволюционных адрес-календарей, выпусков «Пермских Епархиальных ведомостей», а также специальной технической литературы по моему роду деятельности. Когда я сканирую эти документы, они уже проходят через мое сознание, и очень удобно потом искать информацию. Мне помогает супруга. Все сканы мы расшифровываем в тексты, чтобы их находили поисковики и чтобы людям было удобно копировать данные. Мы вкладываемся на все сто, я считаю… Сказано же, проклят тот, кто дело Господне делает небрежно, – и вот эта заповедь всегда меня побуждает жить и заниматься делами по совести. Любая поездка по церквям и святым местам сопровождается далее публикацией на сайте. Своим примером я побуждаю людей посетить все эти места и я знаю, что люди едут туда, это работает.

— Идея замечательная и для ее воплощения Вы действительно работаете очень и очень упорно и старательно. Есть ли обратная связь от посетителей и пользователей сайта?

— Публикации на сайте вызывают положительную реакцию у читателей. В людях пробуждается интерес заняться историей своего рода, это очень здорово работает. Информация о храмах Пермской земли помогает им делать открытия: уже на старте очень много было звонков, писем о том, что благодаря этой информации они нашли своих родственников – прадедов, прапрапрадедов. На сайте в разделе «Контакты» есть моя фотография с адресом и телефонами. Мне постоянно звонят и спрашивают: «А когда у вас можно в церкви повенчаться? А когда служба проходит?» Люди не понимают, что я не имею прямого отношения к тому или иному храму. Про какую церковь они спрашивают? У меня на сайте много церквей, и идет очень обширная переписка с пользователями. Иногда я просто не успеваю ответить на запросы. Люди, которые являются потомками того или иного священника, очень часто владеют ценными исторически документальными свидетельствами, к примеру, фотографиями, письмами, и они присылают мне сканированные копии для публикации на сайте. Лично мне сайт также очень многое дает. Работы более, чем достаточно, я работаю в одиночку, но какие бы времена я не переживал (содержание сайта стоит денег, так как движок сайта используется не бесплатный, а также на нем работает технический администратор), – бросать это дело я не собираюсь. Как только наступает самый тяжелый момент, то за ним сразу же приходят новые силы и вдохновение. Я реально ощущаю помощь Божию. Результатов по сайту очень много, получаю много серьезных знакомств.

— Традиция церковного краеведения была забыта на несколько десятилетий в связи с советской властью. Как оно развивается в Пермском крае сейчас?

— У нас в Пермском крае есть гениальные люди, например, профессор Пермского классического университета Чагин Георгий Николаевич, отец Алексий Марченко из Пермской епархии – это стопроцентные церковные историки, замечательные специалисты. Есть и другие, но все они разрозненны. Много публикаций по церковной истории есть на сайте епархии, на сайтах того или иного храма, но все это есть, повторюсь, в отдельном, разрозненном, виде. На мой взгляд, сайт «Церковный краевед Прикамья» тоже вносит неплохую лепту в воссоздание и сохранение церковной истории.

— Вы также интересуетесь историей добычи полезных ископаемых и историей промышленности, от которой общая история Урала неотделима. Это интересует Вас в силу вашей основной деятельности?

В Пермскую губернию входила вся территория современной Свердловской области, часть Челябинской и часть Курганской областей. Медное производство дало большой толчок к развитию края, на нашей пермской земле зародилась цветная металлургия страны, и, на мой взгляд, это должно стать нашим пермским брендом. Четыре года назад мне открылся духовный взгляд на медное производство. Я начал активно ездить по местам добычи медной руды (медистых песчаников), по местам старых заводов, начал глубоко и внимательно изучать историю пермского медного производства. В моих планах сейчас стоит популяризация пермской меди. Для этого мы, зная огромное количество (тысячи) рудников, имея представление о масштабе работ на рудниках нашей земли, создали образ пермского Рудокопа. Рудокопы же были героями той эпохи! Это были великие труженики. Нам захотелось воплотить визуально этот образ. Профессор Чагин Г.Н. помог нам детально описать образ добытчика медной руды, а затем по этому описанию мы заказали изображение Пермского рудокопа. Нам было очень сложно найти художников, один автор нас просто обманул, получив деньги. Но я точно понимал, что все равно нужно искать, идти вперед. И Бог нам помог. Человек, который делает дизайн «Церковного краеведа Прикамья» и нашего журнала «Базальтовые технологии», решил попробовать свои силы. У нас тогда совсем не было денег, но мы все равно не отступили от цели. Без предоплаты наш знакомый дизайнер, с которым мы много лет сотрудничаем, Рубин С.В., согласился взяться за работу и сделал изображение Пермского рудокопа, которое нам очень понравилось. Пермского рудокопа мы получили незадолго до Нового 2014 года, это был своеобразный новогодний подарок. Сразу же случилось чудо. Мы заключили контракт на изготовление установок по производству базальтового волокна и смогли своевременно рассчитаться с дизайнером.

— То есть Вы хотите актуализировать историю Пермского края как историю медного производства?

Да, после создания образа Пермского рудокопа мы активно пошли дальше: стали искать исторические документы и свидетельства о медном производстве. Занялись реконструкцией. Завершена тачка для откатки руд, которой пользовались в те времена. Была проделана серьезная, по-настоящему исследовательская работа над ее воссозданием по оригинальным чертежам. И наша задача сейчас – это создание уникального музея. В этом нас искренне поддержал заместитель председателя Пермской городской Думы Уткин Ю.А. И мы уже сделали первый шаг, по распоряжению Юрия Аркадьевича в Пермском краеведческом музее 12 марта этого года была открыта выставка «Медь земли Пермской». Выставка уже дважды продлевалась, на очередном этапе – до февраля 2016 года. Там представлены медные предметы из запасников районных музеев и из моей коллекции. Выставка пользуется интересом пермяков и гостей нашего города.

— Какие у Вас планы по развитию созданного бренда?

В планах у нас теперь числится памятник медеплавильной печи, памятник Пермскому рудокопу в Перми, а также мы решили делать игрушки и игры для детей, которые бы актуализировали историю нашего края и рассказывали о природных богатствах Прикамья, производственном мастерстве пермяков. Печь и другие рудничные механизмы мы хотим сделать в виде конструкторов, сувениров и игр для детей. А начинаем с самого простого: набора детских кубиков с картинками. Издаем также календари, открытки, делаем магниты и закладки с Рудокопом.

— Чего Вам не хватает для дальнейшего развития ваших проектов?

Хотелось бы найти партнеров, которые так же загорелись бы этими идеями, чтобы мы вместе делали хорошие, значимые дела. Хочется иметь больше контактов с людьми, которые так же искренне понимали бы нас и содействовали нам в начинаниях. Мы не хотим в себе замыкаться, мы хотим широко взаимодействовать с людьми. Надеемся и на помощь «ОПОРЫ РОССИИ». Совсем недавно я впервые поучаствовал в мероприятии, организованном организацией в г. Перми – на круглом столе «Традиционные российские ценности в предпринимательстве: история и современность». Был рад этому событию до глубины души, круглый стол мне очень понравился, я был в восторге. Теперь ни за что не отпущу «ОПОРУ РОССИИ» из своих дружеских объятий.