Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Берегите тепло или чем занять маму на пенсии. Блог Ольги Широбоковой, Координатора Ашоки в Чехии

Olga-Shirobokova-271x300

Ольга Широбокова,   Координатор Ашоки в Чехии

Когда я была маленькая, мне казалось, что время вокруг меня не движется и расту только я и мои друзья. Постепенно ко мне подбиралось осознание того, что мир всё-таки тоже меняется и, чем старше становлюсь я, тем взрослее и мудрее становятся мои родители. Я стала замечать, что у их глаз появляются морщинки, походка становится уже не такой лёгкой и фраза «вот выйду на пенсию» всё чаще звучит в доме. И вот однажды я задумалась: а что же будет, когда они действительно выйдут на пенсию?

Внуки? Я, единственный поздний ребёнок, сейчас живу далеко от родителей, не так давно закончила институт, работаю на интересной работе и в ближайший года-два не собираюсь заводить семью, а потому пока не смогу занять их общением с внуками, да и сама бываю дома лишь раз в 4-5 месяцев.

Огород-дача? Я только за, считаю, что физические упражнения в виде пропалывания грядок на свежем воздухе и, как результат, свежие и здоровые овощи на столе – это прекрасно. Но ведь огород реально существует только месяцев пять в году, да и в нашем случае ввиду его расположения ситуация не позволяет легко кататься туда-сюда.

Образование? Ситуация в столицах может несколько отличаться, но в нашем родном Ижевске еще совсем недавно не было практически никакого предложения в области образования для пенсионеров. Концепция университетов третьего возраста, родившаяся во Франции в 70-е годы и уже завоевавшая почти весь мир, в то время еще не покорила умы и сердца людей в России и вдохновляться можно было лишь соседней Башкирией, где как раз возник один из первых российских университетов третьего возраста «Мои года- моё богатство» .

Работа? Выйти на пенсию, чтобы работать, конечно, звучит странно, но и резкое прекращение трудовой деятельности необязательно полезно . Во-первых, на нашу пенсию, размер которой в несколько раз отличается от размера привычной зарплаты, жить надо еще научиться. Во-вторых, есть такое мнение, что резкое прекращение интеллектуальных нагрузок и концентрации, а также внезапная потеря цели и смысла проведённых дней не идут людям на пользу и могут привести к резкому ухудшению здоровья в целом. В-третьих, ведь просто жалко отпускать вникуда людей с богатым жизненным опытом, которые прошли огонь и воду, уже понабивали себе шишек за многие годы работы и могут уберечь от этих шишек молодое поколение. Наверно, именно поэтому в мире сейчас всё чаще говорят о age management или о том, как использовать ресурс пожилых людей на благо человечества, при этом предоставлять им возможность достойной и приятной старости. В России, однако, такой подход ещё не получил распространение. Я нередко слышу истории и о том, что пенсионеров «выжимают» с работы и, конечно, мало кто предлагает им более гуманный вариант постепенного отхода от дел, а сами они спросить зачастую не отваживаются.

Именно эти вышеперечисленные вопросы и обстоятельства пришли мне в голову, когда я задумалась над выходом на пенсию моих родтелей. Прежде всего, мне хотелось помочь маме оставить её нервную работу, где она занимает очень ответственную позицию и руководит большим коллективом, и при этом дать ей возможность держать руку на пульсе событий , заниматься интересным делом, развиваться, учиться чему-то новому, общаться со сверстниками и молодёжью и иметь возможность подзаработать добавку к пенсии. То есть поддержать её в тот момент, когда она, закрыв глаза, покинет своё место работы и сделает шаг в неведомое.

Работая в Ашоке, организации, которая последние 35 лет по всему миру занимается только тем, что ищет и поддерживает самых эффективных социальных предпринимателей, мне было чем и кем вдохновляться (об Ашоке я подробнее рассказывала здесь). Социальные предприниматели по Ашоке, это люди, которые осознают, что в определённой области общественной жизни что-то не так, чего-то не хватает, что-то не работает так, как надо, и посвящают себя исправлению этой ситуации, разбаратывают механизмы решения проблемы, мобилизуют внутренние и внешние ресурсы, а затем и способы распространения отработанного решения по стране и миру. Потому что ведь по-другому они не могут, они в плену своей идеи и не могут остановится, пока их способ решения социальной проблемы не станет общественной нормой.  Среди трёх тысяч поддержанных Ашокой социальных предпринимателей у меня была возможность познакомиться сразу с несколькими вдохновляющими примерами в области достойной старости:

—  американец Марк Фридман, который морально и материально помогает пенсионерам при выходе на пенсию разрабатывать и реализовывать собственные решения социальных проблем их населённых пунктов и становиться истинными моторами местного гражданского общества;

норвежка Лоун Колдби, которая помогает домам престарелых, основываясь на особенностях биографии пожилого человека, вместо прописывания бесконечных лекарств или в сочетании с некоторыми из них целенаправленно прописывать  пожилым людям комплекс разнообразных видов деятельности, которые доставляют им особенное удовольствие и укрепляют их долголетие.

-француз Жан Мишель Рикар, разработавший и распространивший в Европе комплекс физических и  умственных упражнений для пожилых людей, регулярное выполнение которых помогает им значительно дольше находиться в тонусе и противостоять старческим болезням.

1американец Уильям Томас, главный врач дома престарелых, посвятивший себя искоренению одиночества, беспомощности и тоски в своём заведении с помощью создания уютной домашней обстановки с животными, цветами, огородами, регулярными посещениями школьников и дошкольников и предпосылок для содержательного взаимодействия. За последние 20 лет его подход «Альтернатива Эдема» получил распространение в тысячах домов престарелых Америки, Европы и Азии (небольшая статья об этом по-русски).
Фотография с сайта http://www.edenalt.org/

немец Ральф Занге, который создал эффективную национальную систему поддержки и взаимоподдержки пенсионеров, решивших на пенсии рискнуть и использовать весь свой жизненный опыт для создания собственного бизнеса.

американка Элен Гудман, которая помогает представителям разных поколений научиться более глубоко общаться между собой, а также обсуждать и серьёзно воспринимать табуизированную тему того, где и при каких условиях пожилой человек хотел бы умереть, и выполнять его волю.

— чешка Дана Штайнова, которая мобилизует библиотеки, дома культуры, больницы, школы и дома престарелых по всему миру для распространения методики мнемонической тренировки памяти для пенсионеров в небольших группах (а иногда и совместно с внуками), которая помогает им дольше оставаться в здравом уме и жить самостоятельной жизнью вне учреждений социальной защиты.

Эти и многие другие примеры эффективных решений, а также личное общение с социальными предпринимателями (в России особенно в этой области особенно хотелось бы отметить Гульнару Миннигалееву «Мои года – моё богатство» и Лизу Олескину «Старость в радость») невероятно вдохновляют и снимают воображаемые барьеры, можно сказать, окрыляют. Именно вдохновение от общения с этими интереснейшими людьми привело меня к тому, что летом-осенью 2014 года мы с друзьями, моей мамой и мамой одноклассницы решились на реализацию собственного небольшого проекта Носки tabani.

Нашей целью было и есть, основываясь на собственных финансовых и человеческих ресурсах и не прибегая к пожертвованиям, грантам и заимствованиям, создать устойчивую программу, которая бы связывала сразу несколько поколений. Для мам и бабушек Удмуртии мы хотим предоставить возможность общения между собой и с молодёжью, возможность творческой деятельности и одновременно подработки,  для молодого поколения – возможность увидеть и заново оценить золотые руки мам и бабушек и выразить им своё восхищение (ведь каждому человеку хочется чувствовать себя полезным, а на пенсии, наверно, особенно), а для совсем хрупких бабушек и дедушек в домах престарелых —  возможность получить хотя бы немножко внимания и тепла, пусть и от чужих внуков.

Соеднить эти элементы воедино оказалось возможным с помощью … шерстяных носков!

12

Начали мы с того, что с подругой-дизайнером придумали модели шерстяных носков, которые бы мы сами хотели носить (и уже носим!), и каждой паре – отдельную историю и запоминающееся название. Затем, заразив идеей еще одного друга, создали  сайт и начали продвигать идею через социальные сети (fb, vk, instagram), чтобы обеспечить постоянный поток заказов для мам и бабушек. Когда к нам теперь поступают заказы, мы передаём их нашим умелицам, которые в течение нескольких дней их выполняют, а моя 5мама, которая на месте координирует процесс, их упаковывает и отправляет  заказчикам.  Потом мы за каждую проданную пару носков мы отправляем одну пару тёплых шерстяных следков (также связанных нашими мамами и бабушками) стареньким бабушкам и дедушкам в домах престарелых, которым особенно нужно душевное и физическое тепло. Таким образом, простой предмет гардероба передаёт тепло от поколения к поколению и помогает нам привлекать внимание общественности к вопросу занятости активных пенсионеров (а их с каждым годом становится все больше) и к судьбам людей, которые по каким-либо причинам оказались в доме престарелых.  В свою очередь, человек, покупающий носки tabani, делает три добрых дела одновременно.

Во-первых, покупатель делает приятное себе и своим ногам. Мы изначально очень хотели, чтобы носки были красивыми, тёплыми и 4удобными и чтобы связанные бабушками носки не забрасывались на антресоли из-за причудливых сочетаний цветов или орнаментов. Поэтому мы стараемся выбирать красивые этнические узоры со всего мира, постоянно работаем над цветовыми сочетаниями и  используем натуральные материалы (стопроцентная отечественная шерсть).  Каждую пару носков мы вкладываем в удобный эко-мешочек, к каждой паре прикладываем открытку с автографом и пожеланиями бабушки, которая носки связала.

Во-вторых,  покупатель носков предоставляет возможность подработать пенсионеркам из Удмуртии — теперь они могут заниматься любимым делом у себя дома и зарабатывать небольшую добавку к пенсии. Нам хотелось избавить мам и бабушек от забот по подбору и закупке пряжи и сбыту готовых носков, поэтому мы своими силами сотворили сайт и взяли на себя эти  иностранные понятия дизайн, логистика, маркетинг и брендинг, предоставив мамам и бабушкам возможность полностью погрузиться в творческий процесс.

11

В-третьих, за каждую проданную пару носков мы лично (или в сотрудничестве с организацией «Старость в радость») доставляем одну пару шерстяных следков пожилым людям, живущим в домах престарелых.  Подобную модель «Пара за пару» одним из первых начал 7использовать Блэйк Майкоски, основатель обувного бренда «Tom’s shoes» и мы вдохновились его примером. Мы знаем, что есть очень много хороших людей, которые хотят помогать, но не еще знают, куда обратиться и кому конкретно помочь. Поэтому мы старались максимально облегчить первый шаг к благотворительности: покупая носки себе, человек автоматически посылает одну пару тёплых следков бабушке или дедушке в доме престарелых, а мы рассказываем и показываем ему, сколько радости такой тёплый привет им доставил и как вообще они там поживают.  Для некоторых покупателей, возможно, это повод впервые мысленно перенестись в дом престарелых.

14

За последние несколько месяцев на нашем пути мы встретили много сюрпризов, и главный, наверное, заключается в том, что проект нашёл  отклик: очень много людей со всего мира заказывают носочки, пишут добрые слова, ездят с нами в дом престарелых, рассказывают о проекте друзьям. Мы будем Вам благодарны, если и Вы нас тоже поддержите и расскажете о проекте в социальных сетях. До конца снежного сезона мы успеем связать еще немало пар, а тёплые и душевные подарки «с историей» на 23 февраля и 8 марта точно запомнятся больше, чем традиционные гель для бритья и набор косметики.