Опора-Созидание Проект рабочей группы "Предпринимательство и православие"
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Ольга Широбокова: «Любовь и уважение к ближнему в каждом действии или кто такой социальный предприниматель»

Olga Shirobokova

Ольга Широбокова,
Координатор Ашоки в Чехии

Социальное предпринимательство чрезвычайно заразительно, потому что социальные предприниматели в каждом своём действии искренне и всею душой стремятся к проявлению любви и уважения к ближнему.
Билл Дрейтон, основатель Ашоки

Ашока. Кажется, при упоминании этого слова запахи индийских специй стремительно заполняют комнату и перед глазами предстают бесконечные дали индийского океана. Что же на самом деле стоит за этим словом?

Ашока Великий – так звали правителя индийской империи Маури, жившего в третьем веке до нашей эры. В первую часть своего правления он вёл активную завоевательную политику, объединил под своим началом бОльшую часть Южной Азии. Однако, на более позднем этапе своей жизни Ашока пришёл к осознанию необходимости качественного улучшения жизни населения и, более того, продумал целый комплекс мер для достижения этой цели. Именно тогда на всей подчинённой ему территории он начал проводить курс социальной политики (возможно, один из первых в истории): активно строились дороги, больницы, школы. Ашока Великий, таким образом, стал одним из первых социальных предпринимателей в мире, и именно его имя носит международная организация, которая была создана в 1980 году с целью поиска и поддержки самых инновационных и эффективных социальных предпринимателей мира.

Ашока сегодня – мировой лидер в области поддержки социального предпринимательства, её членами (Fellows) являются около 3,000 социальных новаторов со всего мира. Ашока одной из первых начала активно использовать словосочетание социальный предприниматель, и смысл, который она вкладывает в него последние 30 лет, несколько шире определения социального предпринимательства, активно используемого в России сегодня. В чем же заключается разница? Да, социальный предприниматель по Ашоке может заниматься трудоустройством инвалидов или многодетных матерей, производить и продвигать местную экологическую продукцию, реинвестировать свою прибыль в развитие предприятия вместо распределения между акционерами или привлекать сотрудников к совместному управлению предприятием.

Но не только. Социальный предприниматель – это проводник, «толкач» и реализатор идеи, предприниматель мер, необходимых для эффективного решения социальной проблемы на системном уровне. Тот, кто не остановится на трудоустройстве инвалидов в рамках одной фирмы в одном селении, а разработает и распространит эффективную систему обеспечения работой инвалидов на уровне региона или страны. Тот, кто не ограничится электрификацией одной деревни, остро в этом нуждающейся, а добьётся того, чтобы лампочки, питаемые доступной электрической энергией, осветили дома десятков деревень.

При этом прибыльность организации такого социального предпринимателя или даже 100%-ное функционирование за счёт доходов от собственной деятельности не всегда является обязательными и не во всех сферах, в которых остро необходимы улучшения, являются возможными. Обязательным условием является финансовая устойчивость организации социального предпринимателя в долгосрочной перспективе, его способность находить и комбинировать различные ресурсы, активизировать ключевых игроков для решения данной проблемы.

Задумаемся над этим на минутку: ведь именно такие люди, которые не только видят возможности для инноваций в области образования, здравоохранения, окружающей среды и др., но и способны воплощать свои инновационные идеи в эффективно функционирующие модели и, более того, распространять эти модели по всему обществу, также необходимы обществу как и новаторы и предприниматели в области гостиничного бизнеса и горнодобывающей промышленности.

Ашока ежегодно поддерживает людей, эффективно решающих насущные проблемы общества в более чем 70 странах. В России Ашока представительства не имеет, а ближайший центральноевропейский офис, где я и работаю, расположен в Вене. Организация финансируется исключительно за счёт вложений бизнеса и благотворительных фондов, желающих направить свои финансовые средства на поддержку и развитие доказавших свою эффективность и отмеченных «знаком качества» Ашоки инновационных социальных предпринимателей. На сегодняшний день такой знак качества имеет около 3000 социальных предпринимателей по всем у миру, каждый из которых прошёл через серьёзный отбор в соответствии с пятью критериями Ашоки:

• Наличие инновационной идеи, которая ведёт к системному решению существующей социальной проблемы.

• Возможность трансфера инновации в другой регион.

• Предпринимательский талант.

• Творческий подход предпринимателя при реализации идеи.

• Порядочность и безупречная репутация социального инноватора.

Приведу несколько примеров социальных новаторов, избранных в качестве членов Ашоки в 2013 году:

Ральф Занге. Разработал эффективную национальную систему поддержки развития предпринимательства для пожилых людей Германии. После выхода на пенсию активные пенсионеры совместно с опытными наставниками идентифицируют свои конкурентные преимущества, артикулируют накопленный профессиональный опыт и разрабатывают способы самостоятельной монетизации своих навыков и своего опыта. Таким образом, они не списывают себя со счетов раньше времени и образуют колоссальный интеллектуальный и экономический ресурс для общества.

Зденек Слейшка. Обеспокоенный ухудшением качества образования в Чехии, он объединяет чешские школы, не желающие того, чтобы образование сводилось к заучиванию теоретических догм, и помогает их ученикам начать замечать проблемы в собственных районах и городах и совместно с одноклассниками предпринимать меры по их решению.

Марта Бачкай. Понимая, что представление о здоровом образе жизни формируется в нас уже с самого детства, Марта разработала уникальную игровую методику обучения принципам здорового питания для дошколят, включающую элементы театра, музыки, танцев, сказок и рукоделия. Чтобы её эффективная программа действительно была доступна в каждом уголке Венгрии, Марти внедряет свою методику в государственную программу подготовки воспитателей детских садов и одновременно помогает освоить элементы программы родителям.

Кендис Пэрис. Ведёт масштабную разъяснительную работу по проблеме торговли людьми и их эксплуатации, разработала систему привлечения дальнобойщиков к идентификации центров принуждения к проституции в США.

Как и для чего поддерживает Ашока своих членов – Ashoka Fellows?

ashoka

Главной целью для Ашоки является максимизация эффективности социальных инноваций и, таким образом, улучшение жизни людей в разных странах. Становясь членом Ашоки, социальный предприниматель включается в сообщество единомышленников — социальных новаторов, работающих в разных сферах, но зачастую руководствующихся общими принципами и сталкивающимися с общими проблемами. Ашока стремится предоставить платформу для знакомства, взаимного вдохновления, обмена опытом между ними. Следующим важным элементом является предоставление возможности для общения двух миров: мира социальных предпринимателей и мира бизнес предпринимателей. За долгие годы своей деятельности Ашока пришла к осознанию того, что зачастую моста между этими двумя мирами просто не существует, хотя потребность и желание общаться и делиться опытом присутствует с обеих сторон. Строительством именно такого моста и занимается Ашока, для этого мы разработали несколько структурированных форматов, в рамках которых социальные предприниматели, бизнес предприниматели, а также потенциальные инвесторы встречаются и совместно решают конкретные проблемы и задачи, стоящие на пути повышения эффективности и распространения социальных инноваций.

Радует и тот факт, что постоянно увеличивается круг бизнес-партнёров Ашоки, которые, помимо такого общения, готовы на бесплатной основе предоставлять социальным новаторам Ашоки свои профессиональные услуги. Ими могут быть юридическая поддержка, стратегический консалтинг, нетворкинг, PR, то есть то, на что у социальных предпринимателей, зачастую, не бывает свободных средств.

Помимо этого, во многих странах Ашока зачастую является инициатором многостороннего диалога с целью создания политической, юридической, финансовой инфраструктуры для социальных предпринимателей. К примеру, директор европейского и немецкого офиса Ашоки Феликс Ольденбург является одним из инициаторов и главных лоббистов принятия инициативы ЕС по поддержке социального предпринимательства.

На этом хотела бы завершить свой небольшой экскурс в мир социальных инноваторов Ашоки. Поздравляю всех читателей блога с новым годом и желаю всем много радостных моментов, добрых дел и бизнес успехов в 2014-ом!

3Читателям, которые захотят узнать больше о социальном предпринимательстве, возможно, были бы интересны следующие ресурсы:

Видео: Ашока глазами социальных предпринимателей и бизнес партнёров (на английском языке)

Дэвид Борнштейн, Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей

Мухаммад Юнус, Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма

Майкл Портер, Создавая общие ценности. Английская версия, резюме от коллег из УРАЛСИБ на русском языке.

4 5