Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Истинные ценности всегда одни и те же…

Maria-Zakharova-portrait

Мария Захарова, Директор по связям с общественностью и ответственности бизнеса ГК «Новард»

Роль ценностей в выстраивании социально ответственного бизнеса трудно переоценить. Именно морально-этические нормы, связанные с мировоззренческими установками, лежат в основе процесса принятия любых решений, являются ли они сознательными или бессознательными. На эту тему можно много рассуждать. И исследование, посвященное ценностным основам социальной деятельности российского предпринимательства, заказчиком которого в 2014 году выступила ГК «Новард», устанавливает эту взаимосвязь. В ходе исследования, в частности, было выявлено, что большинство опрошенных российских компаний (более 20%) называют именно морально-этические воззрения наиболее важными мотивами ведения своей социальной деятельности.

Если заглянуть в историю предпринимательства, то можно увидеть, что купцы, как правило, ставили прибыль превыше всего, но именно честь – превыше прибыли. Что такое честь в современном мире технологий и высокой скорости передвижения информации во времени и пространстве, в мире, где упраздняются семейные идеалы, стирается во многом суверенитет целых государств и возможность для их самоопределения? Возможно, интерпретация понятия «честь» меняется, однако истинное его значение остается прежним всегда. Наверное, стоит напомнить, что, как сказал в свое время Владимир Иванович Даль: «…объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство…». Если же «копнуть» еще глубже, то именно любовь, которая суть благородства и целомудрия, может рождать порядочное отношение к тем, с кем компания взаимодействует, а именно, к коллегам, поставщикам, потребителям и другим. А любовь, как мы знаем, не заискивает. Разве возможно построить дом на песке? Нет. Так и с бизнесом: если он не будет основан на доверии, порядочности, доброжелательности, он едва ли будет способен развиваться устойчиво.

К сожалению, то ли из-за возрастающей подмены понятий, то ли оттого, что деньги сегодня нередко «правят балом», причинно-следственные связи у бизнеса могут выглядеть и по-другому. К примеру, одной из черт так называемой «западной модели» ведения бизнеса является то, что социальная составляющая в деятельности многих компаний направлена, в конечном итоге, на повышение их капитализации посредством выстраивания взаимовыгодных отношений с заинтересованными сторонами. Другими словами, по большей части, компании стремятся управлять нефинансовыми рисками, которые могут оказывать влияние на финансовые показатели, формируя тем самым устойчивую бизнес репутацию и доверие в глазах инвесторов и кредиторов. Получается, по сути, замкнутый круг, в котором эти компании стремятся выглядеть привлекательнее с тем, чтобы заработать как можно больше. Только кому, в конечном итоге, это облегчит жизнь и сделает ее счастливее?

Некоторые утверждают, что наша страна переживает сейчас новый этап – этап восстановления традиционных идеалов, этап обращения к своим корням. Есть надежда, это так потому, что только этнические традиции и культура, та духовная основа, которая есть у России, могут стать ее спасательным кругом. Как можно выжить, не имея стержня? Никак. А что такое стержень? Это наша история, ценности, которые складывались веками, передавались из уст в уста. Стержень – это наше предание, суть которого сводится к нескольким словам: возлюби ближнего своего как самого себя…