Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Праведный Василий Павлово-Посадский

gryaznovВасилий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова, на средства его и Якова Лабзина был украшен интерьер храма, создавался новый иконостас. За эту деятельность В. Грязнов получил от Московской Епархии золотую медаль.

Став купцом 1-й гильдии, Василий Грязнов не изменил своему образу жизни — служению Богу и ближнему. Он сумел в себе соединить высокое духовное и богатое материальное. В. Грязнов считал своим долгом помогать бедным людям. При Павловопосадской фабрике имелась богадельня на 60 человек и больница. За счет фабрики содержалось несколько школ.

В XIX веке в окрестностях Павловского Посада жили старообрядцы в большом количестве. Открытость и искренность Василия, его праведная жизнь и любовь к ближнему привлекали внимание старообрядцев. Василий вёл миссионерскую деятельность среди них. Его проповедь приносила обильные плоды. Около 7 тысяч раскольников вернулись в лоно церкви благодаря праведнику.

За это ему пришлось пострадать от влиятельных купцов-староверов. Они распространяли лживые слухи о причастности Василия к ереси. Но Господь сохранил своего угодника от нападок врагов.

Василий Иванович был знаком с митрополитом Московским Филаретом, состоял с ним в переписке, по его просьбе участвовал в устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители (в Куровском). Василий Грязнов сам хотел уйти в монастырь — в разгар своего торгово-промышленного дела. Устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. Василий Грязнов написал монастырский устав и предполагал стать игуменом в сей обители.

Этим планам не суждено было осуществиться. 16 февраля (1 марта) 1869 года В. И. Грязнов умер. На похороны его стеклись тысячи людей. Спустя непродолжительное время в окрестностях распространяется почитание его как святого, на его могиле происходят исцеления… При жизни Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадским, а местное духовенство надеялось, что после смерти мощи его будут прославлены. Известно, что готовилась его канонизация в лике праведников Православной церкви, но свершилась Октябрьская революция 1917 года.

Фабрика Лабзина-Грязнова была национализирована. В стране развернулись пропагандистские компании. В 1920 году в городе по решению московских властей состоялся показательный суд над «святошами» и «эксплуататорами» — бывшими владельцами фабрики. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

Много пересудов будет вызывать впоследствии имя Василия Грязнова, появится несколько газетных и журнальных статей об этом человеке, снимут фильм, напишут житие. Безусловно одно: этот человек оказал огромное влияние на жизнь города — не только в ХIХ веке, но и в последующем времени.

Василий Грязнов совместно с Яковом Лабзиным создал уникальное производство платков и шалей, прославивших не только город, но и всю Россию. И сегодня в Павловском Посаде стабильно работает и выпускает прекрасные шали платочная мануфактура, до сих пор стоит выстроенная фабрикантами школа.

В августе 1999 г. В. И. Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

Источник: Павловопосадская платочная мануфактура