Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

В. Н. Набоко о купеческом слове

nabokoКупеческое Слово

Честное купеческое слово, конечно не в наши, но в былые времена, есть высшая гарантия, ибо за этим словом стояла честь русского купца. Не сдержать данное слово, отказаться – безвозвратная потеря чести, и была недопустима как в традиции русского купечества, так и по православному пониманию, особо старообрядческому.

Поэтому слово русского купца стоило более капитала, более всяческих банковых гарантий. И дела совершались, как правило устно, на слове — честном, купеческом. Это было быстро и надежно. Лишь в редких случаях, особых, и крест целовали.

Вот что мы потеряли вместе с вымершем, а скорее уничтоженным, купеческим сословием. И наверное нужны многие усилия, чтоб восстановить традицию в современном нам мире бизнеса, не смею назвать – купечества. Еще не заслужено.

И договоры-то на бумаге не были необходимы, ни печати с нотариусами. Сейчас же все вериться лишь в бумаге, да печатью резиновой проштампованной, да и не по существу договора, а лишь по букве. Словно два мошенника бизнес делают, стремясь перехитрить, “кинуть” друг друга. Чуждо это нам, по духу чуждо. К счастью не все такие, в чем и надежда.

Сейчас же без договора и бизнес не делается, да с подробностями на все случаи жизни, на “форс мажор”, да с банковыми гарантиями… Слово уже лишь аккомпанемент, звук пустой, потому что нет за ним чести.

Не держать на данном слове в среде русских купцов – было немыслимо. Воспитанные с малолетства на примере православных ценностей и миропонимания, понимая себя, что “под Богом ходим” , под всевидящим Его оком, не держали в себе корыстного двоемыслия, даже не помышляли.

Большая часть русских купцов была из работящих крестьян, с трудом нажитым капиталом. Не из уголовного мира их ноги росли, и не из политико-финансовых упражнений. Это были крепкие, стоящие люди.

А и нажитый капитал, состояние, не делало его хозяина рабом прибыли – это были истинные хозяева. Понимали, что успех — от Бога благословение, и ценили, трудились честно, и делились полученным с неимущими непременно.

После завершения успешной сделки купец сначала в церковь шел, Бога благодарить, да богоугодное дело совершить стремился, не откладывая. Не сомневаясь.

(Возможно в те времена были и другие «купцы» — в семье не без урода, но не о них здесь речь! )

Вот на таких крепких плечах и росла российская экономика. Наших купцов во всем мире знали не понаслышке, в деле, как надежных партнеров. Доверяли.

Умели и русские купцы торговать. Прибыль же не в кубышку, а в дело. В рост деньги не давали, но помогали взаимно. Партнер в деле, товарищ, в цене был и в уважении.

Многое было сделано умением и усердием русских купцов, опорой Российской Империи. Рубль был крепким, ценился. Благосостояние Отечества росло. Да и американец Форд у наших купцов и промышленников учился, не без успеха, было чему.

Вот из таких русских купцов и был купец Второй Гильдии в столице, мехоторговец миллионщик, один из пяти самых успешных, Василий Николаевич Муравьев, известный нам теперь как прп.Серафим Вырицкий.

Его примеру, как русского купца, и как святого земли нашей, стараются следовать петербургские предприниматели, избрав прп.Серафима Вырицкого своим покровителем, прося у него молитвенной помощи.

В.Н. Набоко, Санкт-Петербург, 2016 г.

Источник: Союз православных предпринимателей