Доклад Мартыненко Татьяны Васильевны по итогам выступления на круглом столе «Духовно-нравственные ценности в предпринимательстве и их роль в экономике», прошедшего 19 мая 2016 года в рамках Антикризисного экспертного Форума АЭФ-2016 «Государство. Бизнес. Развитие».
В настоящее время весьма популярным стал термин «корпоративная социальная ответственность». Хотелось бы разобраться насколько он соответствует российским традициям предпринимательства и православной вере.
Вначале рассмотрим, как понимали ответственность православные предприниматели в дореволюционной России.
Следует отметить, что понятие «ответственность» является этической категорией. В православии сформировалось отношение к предпринимательству как выполнению воли Божией.
Православная хозяйственная этика опирается на труды отцов церкви, на постановления семи Вселенских соборов. В православии ответственность носит личный характер.
Смысл человеческой жизни на земле – это соединение человека с Богом, его обожение. Соединяясь с Богом, человек просвещается, оживотворяется, делается нравственной и ответственной личностью.
Многочисленные примеры влияния православия на российское предпринимательство дает наша история. Например, англичанин Колинс, долго живший в Москве в качестве придворного врача при Алексее Михайловиче, в своих записках, с великим уважением отзывается о добросовестности, правдивости и совестливости русских людей. Благородство и честность русских людей видны, впрочем, и из того уже только обстоятельства, что одна фраза, так часто читаемая в старых судных делах и в договорах: «А буде я не сдержу своего слова, да будет мне стыдно», была вернее и надежнее, чем самые предусмотрительные нотариальные расписки нашего времени.
Ярким примером личного служения стране являются русские купцы. Всем известны имена Третьякова, Мамонтова, но мало кто знает жертвователя и благотворителя русской науки Христофора Леденцова, который в начале 20 века (1909 г) пожертвовал на развитие русской науки более 2 миллионов рублей золотом. На эти деньги было создано «Общество содействия успехам опытных наук и их практического применения» . Это была эффективная модель поддержки науки частным капиталом, позже эта модель была использована во многих западных странах. С деятельностью данного общества связаны важнейшие открытия выдающихся русских ученых – Николая Жуковского, Ивана Павлова, Владимира Вильямса, Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Николая Умова, Николая Зелинского, Дмитрия Прянишникова. Почти вся современная наука: космонавтика, генетика, радиология, вышли из этого общества. Цель общества – помочь достижению результатов в науке и внедрение их в практическую жизнь. Очень рационально была организована структура данного общества. Определенный процент от внедрения результатов в практику возвращался назад в общество. На средства общества открывались лаборатории, биостанции. Благодаря обществу в России возникла сеть научно-исследовательских институтов: московский научный институт (с лабораторией П.Н. Лебедева), Институт биофизики и физики, Институт рентгенологии и радиологии.
Что же играло решающую роль в том, что русские предприниматели, купцы проявляли ответственность перед обществом, жертвовали немалыми капиталами для процветания и развития страны?
Определяющим в рамках православного мировоззрения является понимание того, что все движется Промыслом Божиим и никакими внешними совершенствованиями институтов невозможно изменить жизнь к лучшему, пока не изменится сам человек. В частности, об этом говорится еще в Притчах Соломона (8, 15): «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.»
Следует отметить, что идеалом русского самосознания является «идеал свободной, нравственно ответственной личности» .
Жизнь на земле строится на традициях и в процессе социализации (воспитание, образование) осваиваются все сферы жизни. Человек должен вначале очистить и упорядочить свою жизнь, а затем на этой основе изменить и внешнюю жизнь. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
Почему важна традиция?
Архимандрит Рафаил (Карелин) писал, что «традиция — это консервация (сохранение) лучшего, что создано народом… Без традиции невозможна не только религия, но культура и самосознание народов… Чтобы сохранить традиции, нужна преемственность культуры и жизнь в этой традиции» .
Современный гуманизм оторвал человека от церкви и считает, что человек самостоятельно может стать нравственной и ответственной личностью.
В современной концепции социальной корпоративной ответственности акцент сместился на коллективную ответственность корпорации. Для реализации концепции корпоративной социальной ответственности внутри корпораций создаются различного рода службы (комиссии, службы, комитеты, департаменты), принимаются корпоративные кодексы, регламенты и стандарты социального поведения.
Наибольшую известность получил международный стандарт ISO 26000, который описывает сферу социальной ответственности крупных корпораций, которая распространяется на трудовые отношения, экологию, отношения с партнерами и потребителями, управленческие отношения и др.
Основными факторами, оказывающими влияние на мотивы принятия корпорацией социально ответственных решений являются: улучшение имиджа, давление со стороны государства, местных органов власти и потребителей.
Происходит подмена личной ответственности на корпоративную, что приводит фактически к снятию ответственности с человека, к ее размыванию, к отсутствию выбора.
Истоки подхода к принуждению корпораций к социальной ответственности коренятся не только в западных теориях, но и в теории о соотношении права и нравственности, разработанной В. Соловьевым в его работах «Оправдание добра», «Назначение государства», «Право и нравственность: очерки из прикладной этики». Он считал, что государство может реализовать минимальное количество добра, порядка, принудительно внедряя в жизнь нравственное начало .
Данное направление имеет своих последователей в современной экономической теории. По мнению проф. А.Г. Пузановского законы нравственности через государство должны превратиться в правовые законы. Необходимо своеобразное насилие к справедливости .
Эта теория имеет прямое отношение и к социальной ответственности корпораций, которую пытаются внедрить принудительно, вынуждая крупные корпорации принимать кодексы о корпоративной социальной ответственности. При этом в общественном сознании формируется представление о том, что корпорации вносят добровольный вклад в развитие государства, принимая на себя обязательства в улучшении условий жизни населения и защите окружающей среды.
Все это связано со всеобщей секуляризацией общества и государства, с отступлением от национальных традиций и преимущественной ориентацией на западные концепции, сформировавшиеся в совершенно иных социально–экономических условиях. Смысл социальной ответственности оторвался от тех духовных корней, которые давала ему православная религия. Чем больше люди приближены к Богу, тем больше у них ответственность за любые принимаемые ими решения, за состояние общества и государства.
По нашему мнению, существует тесная связь между сущностью государства и человеческой личностью. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Общую схему его влияния на хозяйственную и управленческую систему можно представить в следующей последовательности:
- Фундаментальные ценности общественного развития, связанные с мировоззренческими, религиозными, духовно-этическими нормами.
- Цивилизационный тип личности с определенным мировоззрением.
- Личность с определенным набором ценностей, мировоззрением определяет содержание хозяйственной и управленческой системы.
Из общественного сознания вымывается понимание того, что Верховным собственником всех благ, существующих на земле является Бог, а людям они даны на праве владения. Являясь лишь временным, не полным и безусловным собственником благ, человек несет ответственность за результаты своего управления. Но эта ответственность личная, персональная, а не корпоративная.
Существенное различие между концепцией корпоративной социальной ответственности и традиционным для России пониманием ответственности, основанным на православной вере, на наш взгляд, заключается в следующем:
во-первых, в православии ответственность или безответственность в делах оценивается голосом совести, а не кодексом или казенным учреждением;
во-вторых, православный христианин любое дело должен совершать по правде, так как «поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан. III, 21);
в-третьих, христианская нравственность ведет к социальной солидарности и братству. «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. VII, 12);
в-четвертых, христианство не отрицая законов, делает акцент на том, что введение законов, кодексов и других правовых документов необходимо из-за несовершенства человеческого. «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоримых, нечестивых и грешников…» (I Тимоф. I, 9, 10). Следовательно, чем более отпадает человечество от Бога и не способно к саморегулированию на основе нравственных требований, тем более жесткой становится государственная система;
в-пятых, в православии богатство, собственность – это дар, полученный от Бога, поэтому считается необходимым делиться с бедными: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58,7);
в-шестых, в соответствии с православным мировоззрением всем в мире правит Промысел Божий. Не существует случайностей в мире, где царит промысел Божий, где всякое явление имеет свой смысл и значение, свою причину и свои следствия. Поэтому православный христианин соучаствует в общем деле осуществления плана Божественного домостроительства. В этом мире людям дается не то, что им нужно для устроения рая на земле, а то, что нужно для прихождения к Богу.
В современной же концепции корпоративной социальной ответственности вместо идеи служения Богу на первое место выходит утилитарный мотив «общего блага», построение и благоустройство земного царства вместо небесного. Считается, что люди сами могут решить все свои проблемы, создавая новые институты, принимая законы и кодексы. При этом корпоративная социальная ответственность рассматривается механистически, так как из анализа выпадает историческая роль личности как основы государства, значение религии и культуры народа, а происходит технологизация и формализация любых управленческих решений, что ведет к утрате личной ответственности за принимаемые решения. Помимо этого, внедрение корпоративной социальной ответственности приводит к появлению новых управленческих структур и способствует росту трансакционных издержек, а в конечном счете способствует росту цен, оплачиваемых потребителями.
Другая опасность подмены личной ответственности на корпоративную заключается в том, что ответственность за состояние дел в государстве перекладывается с государства на корпорации, что способствует превращению самого государства в своеобразную корпорацию, нацеленную только на получение прибыли.
Разрушается консервативное представление о государстве, в основе которого лежит понимание, что государство основано на иерархии по образцу семьи, отец – глава семьи, монарх – глава государства, народ – подданные. Устойчивое государство может быть построено по принципу иерархии. В современной мировой экономике иерархия разрушается, а ей противостоит сеть. Формирование глобальной сети приводит к разрушению государства. Происходит духовное разложение государственности, размывание власти и формирование множества центров управления. Корпорации становятся равноправными субъектами, фактически заменяя государство.
Основная цель сетевого управления – это уничтожение государства, подмена духовных ценностей материальными, разгосударствление экономики, приватизация государства, ликвидация национального суверенитета, подчинение государства внешним центрам управления и формирование антихристианской мировой цивилизации. Поэтому из сознания народа вымывается представление о том, что основной целью государства является уменьшение и пресечение зла, связанного с несовершенством человеческой личности. Разрушается понимание того, что отступление от православной веры ведет к разложению как государства, так и общества.
Доклад Мартыненко Татьяны Васильевны по итогам выступления на круглом столе «Духовно-нравственные ценности в предпринимательстве и их роль в экономике», прошедшего 19 мая 2016 года в рамках Антикризисного экспертного Форума АЭФ-2016 «Государство. Бизнес. Развитие»