Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Социальное предпринимательство или Предпринимательство в социальной сфере

social_enrepreneurshipВ последние годы термин «социальное предпринимательство» слышен из уст представителей бизнеса и чиновников все чаще. Пресса пишет о том, какая благородная и гуманная это сфера, а с экранов телевизоров рассказывают о приятных и эмпатичных людях — тех самых социальных предпринимателях. Но что такое социальное предпринимательство и каким образом можно идентифицировать бизнес как такую категорию? Бизнес ли это вообще в традиционном понимании, можно ли зарабатывать деньги, помогая решать проблемы общества?
Сегодня в нашей стране нет законодательно закрепленного термина «социальное предпринимательство». Отсюда и многообразие взглядов на тему того, какой именно бизнес можно относить к социальному предпринимательству. Стоит все-таки проводить жирную черту между понятиями «предпринимательство в социальной сфере» и «социальное предпринимательство». По звучанию очень похоже, но суть совершенно разная. Первое явление — это самый обычный бизнес, который строится в сфере социальных услуг — например, частные детские сады или пансионы для пожилых людей. Кстати, интересно, что рынок частных услуг для детей дошкольного возраста в основном уже заполнен, тогда как сегмент ухода за пожилыми людьми растет на 30% в год (данные некоммерческого партнерства «Мир старшего поколения»), то есть предприниматели, которые работают в социальной сфере, подчиняются классическим законам рынка, где спрос регулирует предложение. Итак, бизнес в социальной сфере не может существовать без дохода в долгосрочной перспективе, и именно прибыль здесь является приоритетом.
А вот социальное предпринимательство — это как раз история про эмпатичных и, возможно, где-то даже альтруистичных людей, которые работают, прежде всего, на благо общества. Их главная задача — решить конкретную социальную проблему. Да, они зарабатывают при этом деньги, но чаще всего речь не идет о внушительных суммах, и вся прибыль уходит на поддержание и развитие бизнеса. Согласно данным фонда «Наше будущее», вклад социальных предпринимателей в ВВП страны в 2015 году составил менее 0,36%. Таким образом, в словосочетании «социальное предпринимательство» ключевое слово — «социальное».

Социальными предпринимателями, как правило, становятся люди, которые сами в какой-то момент столкнулись со сложной проблемой, и поняли, что способов для ее решения в нашей стране нет или их крайне мало. И, уже имея собственный опыт за плечами, эти люди начинают работать над созданием и развитием инструментов помощи. Чаще всего деятельность социальных предпринимателей направлена на наименее социально защищенные категории — пожилых людей, детей и инвалидов. Ярким примером социального предпринимательства является проект «Баба-деда», который помогает найти интересные занятия старшему поколению. Или компания Future Biotech, взявшая на себя миссию по распространению знаний в области биологии и биотехнологий.

Как показывает практика, социальные предприниматели берут на себя решение тех проблем, которыми не занимается государство, — например, организовывают сбор вещей первой необходимости для нуждающихся и, таким образом, делают общество более гуманным. Поэтому государство, конечно, должно помогать им, воспринимать как своих партнеров в решении социальных проблем.

Итак, социальное предпринимательство — это вид деятельности, направленный на решение социальных проблем общества, который параллельно может приносить прибыль. Ключевая мысль: помощь — первична, прибыль — вторична, а не наоборот. Тогда как предпринимательство в социальной сфере — это классический бизнес, где основной целью является получение дохода, если параллельно с этим удается приносить пользу обществу — здорово. Поэтому, когда кто-то задумывается о том, чтобы открыть бизнес в модном сегодня социальном направлении, ему следует четко определиться на берегу: это будет социальный бизнес или бизнес в социальной сфере?

Автор: Алексей Сиднев — генеральный директор компании Senior Group

Источник: HBR-Россия