Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Один из первых примеров социального предпринимательства в России

ioanОсобое место среди многочисленных благотворительных начинаний, получивших развитие в России в разное время, занимает Дом трудолюбия, основанный в конце XIX века святым праведным Иоанном Кронштадтским. Создание этого учреждения стало первым успешным проектом в новой для России того времени сфере доброделания, которую ныне именуют социальным предпринимательством.

Кронштадт в конце XIX века по своему социальному составу отличался от иных населенных пунктов Российской империи: расположенный в 25 верстах от Петербурга на острове Котлин, он состоял из двух частей, одна из которых представляла собой морской порт и крепость с исключительно военным населением, вторая же часть была обычным уездным городом, который являлся к тому же местом высылки из столицы империи лиц, уличенных в неблаговидных поступках и дурном поведении. На окраинах Кронштадта были целые улицы, где жили такие «переселенцы»; эти люди бедствовали, не имея возможности найти работу. Кроме того, жители Кронштадта, которые трудились в порту и на торговых суднах, с окончанием навигации теряли заработок и тоже нуждалась во вспомоществовании.

Самоотверженная благотворительная деятельность отца Иоанна, на которую он тратил как свои личные средства, так и те, что были получены от жертвователей, могла помочь тем, кто внезапно, в силу неблагоприятных обстоятельств, оказался в бедственной ситуации, но для того чтобы изменить условия жизни бедняков в Кронштадте, чтобы множество дошедших до нищенства людей могли вернуться к нормальной жизни и вновь зарабатывать себе на хлеб, были нужны другие меры.

Именно тогда отец Иоанн Кронштадтский пришел к мысли о необходимости оказывать не просто благотворительную, но и трудовую помощь. В 1872 году через газету «Кронштадский вестник» он обратился к жителям города с двумя воззваниями. «Кому неизвестны рои кронштадтских нищих мужчин, женщин и детей разного возраста? Кто не видал и того, что между нищими есть много людей, молодых и здоровых, представляющих собой весьма жалкую фигуру по своей крайне грязной и изорванной одежде, трясущихся у преддверий храмов или лавок и у заборов в ожидании подаяния от какого-либо благодетеля?» – говорится в первом из обращений, которое завершается предложением устроить для этих людей рабочий дом, а для детей – ремесленную школу. Отец Иоанн напомнил кронштадтцам, что кроме людей, которые дошли до нищеты из-за сиротства, вследствие бедствий, кражи, неспособности к труду по старости или инвалидности, есть те, кто беден из-за потери места, от лености, пьянства, отсутствия рабочих мест и недостатка средств, с которыми можно взяться за труд, то есть не только первоначального капитала, но нередко даже «порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия». Именно таким людям должен был предложить помощь Дом трудолюбия.

Во втором воззвании к кронштадцам, вышедшем вскоре после первого, отец Иоанн назвал основной принцип социального предпринимательства, который лег в основу Дома трудолюбия. «Опять я обращаюсь к обществу с покорнейшей просьбой обратить внимание на кронштадтских нищих мещан, приписанных Палатою к Кронштадту и не имеющих в нем никакой оседлости, приискать или сделать для них общее помещение и каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться и одеваться», – писал он.

Необходимым условием работы в этом учреждении должна была стать добровольность труда, в отличие от учреждавшихся правителями России еще со времен Петра I и даже ранее работных домов, куда принудительно отправляли задержанных за нищенство и тунеядство. Так, при царе Феодоре Алексеевиче предполагалось устройство «двух шпитален по новым еуропским обычаям, чтоб не было впредь по улицам бродящих и лежащих, меж которыми притворяются воры, и всем здоровы и работать могут». Несколько десятилетий спустя император Петр I создал богадельню для престарелых и неспособных к работе и смирительный дом для заключения в них «нищих промышленников», то есть профессиональных попрошаек. Екатерина II в 1775 году дала распоряжение Приказу общественного призрения учредить работные дома, куда следовало доставлять тех, кто не работает и попрошайничает на улицах.

Однако такие учреждения в России не привились, в отличие от предложенной Иоанном Кронштадтским идеи Домов трудолюбия, в которых нуждающиеся люди, обратившись за помощью, могли получить работу по специальности или же не требующую квалификации, а также научиться какому-либо ремеслу. Так и сегодня в рамках социального предпринимательства получают поддержку начинания, направленные на развитие проектов по социальной адаптации и трудовой реабилитации инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей.

Комплексное решение

Инициатива отца Иоанна Кронштадтского вызвала большой общественный подъем в Кронштадте, да и по всей России. На собранные пожертвования приходское попечительство Андреевского собора, настоятелем которого был отец Иоанн Кронштадтский, построило четырехэтажное каменное здание. В нем и разместился Дом трудолюбия, посвященный памяти императора Александра II, который погиб в 1881 году от рук террориста. Торжественное открытие состоялось 12 октября 1882 года.
В Доме трудолюбия подошли к решению социальных проблем комплексно. Поэтому помимо предоставления работы нуждающимся (то есть социального предпринимательства в чистом виде, как бы мы сказали сегодня), здесь основали также народную столовую, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные трапезы на несколько сот человек; бесплатную амбулаторную лечебницу и ночлежный приют (в 1911 году в этом приюте ночевали 32 403 человека, более половины из них — бесплатно). Бесплатным было и обучение в действовавшем при Доме трудолюбия начальном народном училище на 300 мест; для всех желающих были открыты детская библиотека и народная читальня, рисовальные классы, воскресная школа. В Доме трудолюбия работали приют для мальчиков и девочек и дневное «пристанище» для приходящих детей – по сути, один из первых в России детских садов с яслями. Более того, летом малышей для поправки здоровья отвозили на отдых в специально построенный загородный дом.

Тем, кто не мог содержать себя собственным трудом, выдавались денежные пособия, общая сумма которых за год составляла несколько тысяч рублей. Исключительно благотворительными проектами назвать их нельзя, поскольку все они существовали на базе Дома трудолюбия и в комплексе решали проблемы неимущих и нуждающихся — тот, кто мог заплатить, платил, остальные могли получить услуги бесплатно или предложив свою помощь в ответ.

Но, несмотря на столь масштабную социальную поддержку, не это было главным в Доме трудолюбия. Вот что писали о нем в одной из немецких газет того времени: «Благодаря его (отца Иоанна – ред.) энергии и инициативе возникли в больших размерах мастерские, которые многих спасают. Нужно быть в России (в Кронштадте), чтобы вполне понять, что это значит, если я скажу, что тысячи и тысячи семейств зимою, после навигации, блуждают, нищенствуя, страдая от холода и голода, не имея крова. Сколько из этой массы гибло каждого дно от такой нужды или глубоко падало нравственно…»

В течение года на различных работах в кронштадском Доме трудолюбия было занято до 25 тысяч человек. Мужчины могли получить работу в пенькощипальном цехе, где занимались переработкой старых корабельных канатов, и в мастерской по изготовлению картузов. Действовала и сапожная мастерская, в которой к тому же для мальчиков было организовано обучение ремеслу. Женщины занимались вышивкой, трудились в белошвейной мастерской, даже занимались пошивом модного платья. По вечерам для женщин и девушек проводилось профессиональное обучение рукоделью, была открыта школа кройки и шитья.

Продукция, производимая в мастерских Дома трудолюбия, продавалась в лавках и на рынках, где пользовалась устойчивым спросом.

Повышение «тиража»

Открытие этого учреждения, вызвавшее широкий резонанс в обществе и поучившее одобрение властей, послужило хорошим примером для благотворителей и стало толчком дальнейшего развития в стране социального предпринимательства. Уже 1886 году был открыт Дом трудолюбия в Санкт-Петербурге, в 1887-м – в Пскове; в 1888 – 1892 годах начали свою деятельность семь таких учреждений – в Смоленске, Тамбове, Киеве, Саратове, Орле, Митаве и Ярославле; в 1893 году Дома трудолюбия открылись в Твери, Вильне, Нижнем Новгороде, Гродно, Рязани, Вятке, Слободске, Елабуге и Кукарке, а в Варшаве появилось сразу два учреждения социального предпринимательства. На следующий год – еще тринадцать Домов трудолюбия были открыты в Москве, Ковно, Херсоне, по два в Санкт-Петербурге, Архангельске, Полтаве, Царицыне, Чернигове, Петракове, Люблине, Воронеже и Самаре.

Уже к концу XIX столетия в Российской империи существовало порядка ста подобных учреждений. Объединял их главный принцип социального предпринимательства, положенный в основу кронштадтского Дома трудолюбия: нуждающиеся могли получить работу для того, чтобы на заработанные средства обеспечить себя всем необходимым. В то же время каждое из этих учреждений имело свои особенности; например, при некоторых из них действовали некие прообразы кадровых агентств – справочные отделы, в которых собирались и предоставлялись по требованию сведения об ищущих работу и местах, где эту работу можно было получить. Так, в Кронштадте приходское Андреевское попечительство, обеспечивавшее деятельность первого в России Дома трудолюбия, открыло посредничество по найму прислуги; подобные посредничества в нескольких городах также предоставляли бесплатные услуги образованным женщинам, владеющим навыками машинописи и иностранными языками. В некоторых Домах трудолюбия люди в течение определенного срока жили на полном пансионе, им предоставлялись жилье и одежда (иногда на благотворительных началах, иногда – за определенную долю заработка). Освоив какое-либо ремесло и получив работу за пределами Дома трудолюбия, человек покидал его, имея в качестве начального капитала для устройства жизни деньги, полученные за работу в мастерских этого учреждения. Обычно, помимо собственно работы, для трудолюбцев (так называли людей, обращавшихся в Дома трудолюбия) организовывали профессиональное обучение, им также предоставляли возможность получить начальное образование. Обедневшие ремесленники, лишившиеся инструментов производства и не имевшие даже возможности купить сырье, могли получить все необходимое для работы в Доме трудолюбия, оплачивая затраты уже после получения прибыли.

Особые задачи решал открытый в 1896 году в Санкт-Петербурге попечением отца Иоанна Кронштадтского Дом трудолюбия для обедневших образованных женщин. Наиболее нуждавшимся из них предоставлялись бесплатные обеды и одежда, а также жилье. Уже в первые месяцы после открытия здесь работало около пятидесяти женщин; половина из них по непродолжительном времени заботами Дома трудолюбия получила постоянные места в банках и различных конторах.

Для того чтобы подготовить женщин и девушек к будущей работе, в Доме трудолюбия открыли различные курсы, на которых желающие обучались машинописи и навыкам снятия копий с помощью гектографа и милиографа, фальцовке и брошюровке печатных изданий, теории и практике кройки и шитья по системе Базаровой, изящному рукоделию, живописи по стеклу, бархату и атласу и даже изготовлению кукол. Желающие также могли получить филологические навыки (корректуры текста, практиковались в переводах с пяти языков: французского, немецкого, английского, испанского и итальянского. В первый год работы петербургского Дома трудолюбия 15 женщин окончили курсы бухгалтеров и с отличием сдали экзамен.
Из провинции — в столицу

В Москве первый Дом трудолюбия был открыт в феврале 1894 года. Задачей учреждения было предоставление работы бедным женщинам: они могли работать как в швейных мастерских, так и на дому. Заказы на их рукоделье поступали регулярно, изготовленная продукция продавалась по низкой цене на открытых складах. В 1897 году для образованных женщин здесь была организована школа портних и закройщиц. Постепенно образовался целый комплекс, в который входили не только мастерские, но и народная чайная, пекарня, которая снабжала всех хлебом по доступной цене. Беднейшие работницы получали хлеб и вовсе бесплатно. Для того чтобы матери, вынужденные работать ради пропитания своих семей, не беспокоились об оставленных без присмотра детях, для малышей при Доме трудолюбия были организованы ясли.
В 1917 году Дом трудолюбия в Кронштадте был закрыт, а храм, построенный при нем, разорен. Позже в этом здании разместилось профессионально-техническое училище. Схожая судьба постигла все другие Дома трудолюбия на территории страны.

Назад в будущее

В наше время, когда возрождаются традиции милосердия, в различных концах страны вновь появляются Дома трудолюбия, организуемые религиозными и светскими благотворительными организациями. Некоторые из этих учреждений специализируются на трудовой реабилитации людей, отбывших заключение, а также тех, кто страдает алкогольной или наркотической зависимостью…

«Каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться и одеваться», – этому призыву отца Иоанна Кронштадтского следуют ныне и те, кто видит целью своей деятельности развитие социального предпринимательства, кто не по букве, а по духу продолжает дело, которое начал более ста лет назад основатель кронштадтского Дома трудолюбия.

Автор: Наталия Бубенцова

Источник: http://www.nb-forum.ru