Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Мария Захарова: Корпоративная социальная ответственность – это не спасательный круг и не балласт…

«Корпоративная социальная ответственность: лишний балласт или спасательный круг?» Этот вопрос с разных точек зрения обсуждали, в том числе, представители благотворительных фондов 18 сентября на бизнес-конференции в РБК. Мы публикуем доклад Марии Захаровой, директора по связям с общественностью и ответственности бизнеса Группы компаний «Новард».

«Опыт, основанный на российских духовных ценностях»

Корпоративная социальная ответственность – это не спасательный круг и не балласт, это то судно, на котором находится и спасательный круг, и балласт, и все остальное. Потому что, по мнению руководства нашей компании и тех неравнодушных людей, которые включены в программы благотворения, социальной ответственности, социального предпринимательства, любой бизнес должен иметь социальное лицо.

MНедавно журналисты РБК брали интервью у нашего президента Андрея Андреевича Илиопуло, и задали ему вопрос: «Как в продукте выражается социальная ответственность?» Он сказал, что если в конечном итоге продукт может приносить какой-либо вред, то под вопросом стоит социальность бизнеса, который этот продукт производит. Продвижение и популяризация ответственного подхода к бизнесу – это та причина, по которой мы сегодня здесь находимся.

Мы не нуждаемся в рекламе, но именно популяризация социально ответственного подхода к бизнесу, возможность услышать от наших партнеров и коллег, с какими трудностями они сталкивались в своей ежедневной работе, – это тоже причина, по которой мы здесь находимся.

Российские духовные ценности, а именно нравственность, добро, любовь, порядочность, патриотизм, семейственность – это то, что заложено на уровне ценностей компании.

Для нас очень важен международный опыт, но этот опыт для нас неотделим от того уникального пути, которым идет Россия. Коллективная социальная ответственность – это не то, что появилось 25 лет назад или 10 лет назад, это то, что было и в дореволюционной России. Вспомните меценатов: Рябушинский, Третьяковы, Морозовы. Много таких людей, которые до 80 процентов своей прибыли тратили на социальные проекты. Был такой замечательный Четвериков, ткач, так вот он был первым, кто в России открыл школу для детей. Чем это не социальная ответственность?

Миниполисы и добрые соседи

Мы стараемся закладывать ответственный подход к бизнесу, начиная с продукта, начиная с корпоративной культуры, с нашего общественного вклада в развитие общества и заканчивая коммуникациями. Что касается продукта, я бы хотела привести пример, поделиться опытом. Продукт миниполис производит наша дочерняя компания «СИТИ–XXI век». Миниполис – это, по сути дела, маленький городок в мегаполисе. Это не просто квадратные метры, это идея, которая направлена на возрождение общинности, добрососедства. Пример, ориентированный на воспитание молодежи в духовно-нравственных началах, поддержку продвижения православных ценностей.

В рамках миниполисов у нас, например, действует соседский клуб, который направлен на то, чтобы жители миниполисов выдвигались с добрыми, хорошими инициативами. Под это мы предоставляем за минимальную арендную плату – либо бесплатно – нежилые помещения, где они могут эти инициативы реализовывать, в том числе инициативы социального предпринимательства.

При этом у нас были прецеденты, когда алкогольные рестораны и пивные бары предлагали свои услуги, но в силу определенных этических ценностей, мы им отказывали, хотя это, конечно, могло повлиять на прибыль. Но репутация и ценности всё-таки для нас важнее будут, чем просто получение прибыли.

В рамках соседского клуба действует клуб патриотического воспитания, чтобы детям передавались знания об истории нашей страны, о том, что Россия – не просто самая большая страна в мире, но и страна с уникальным культурным и духовным наследием. В миниполисе Строгинском был построен дворец спорта «Янтарь», и там проводятся рождественские катания. Сейчас люди заранее бронируют места, чтобы туда попасть, и на этих рождественских катаниях людям рассказывают о том, что такое Рождество, что это не просто украшение елки и дарение подарков друг другу.

Традиции без принуждения

Инициатива может идти либо снизу вверх, либо сверху вниз. У нас она идет двумя путями: сверху, потому что есть заинтересованность акционера и президента в одном лице. У нас акционер компании и президент лично заинтересован в продвижение православных ценностей, ответственного отношения к делу. В том числе у нас и сотрудники активны в этом пространстве, и благодаря этому у нас появилось волонтерство. С учетом того, что мы поддерживаем православные традиции. Подчеркну, что это никогда никому не навязывалось и не будет навязываться.

Мы стараемся создавать условия, в которых люди будут сами интересоваться этой темой, поэтому отмечаем православные праздники, распространяем журналы «Славянка» и «Фома», проводим в святых местах стратегические сессии, у нас есть православная библиотека, и, конечно, мы очень активно сотрудничаем с музеями меценатов и благотворителями, что очень близко соприкасается с нашей миссией. Организуем мы и паломнические поездки.

Волонтерское движение зародилось по инициативе сотрудников, сейчас у нас около 40 активных участников. У нас есть и отдельный координатор по волонтерскому движению, мы стараемся систематизировать и структурировать нашу деятельность в этом направлении, в частности разработали политику по социальной благотворительной деятельности, разработали показатели, насколько волонтерство развивается в компании, потому что мы в этом заинтересованы.

На примере Желыбинской школы-интерната хотела бы отметить, что мы реализуем несколько проектов, которые направлены с одной стороны на вовлечение наших сотрудников, и эта вовлеченность пошла естественно с их инициативы, с другой стороны, помогают детям развиваться. Это шаг в будущее и дорога к храму. К примеру, паломнические поездки, в которых принимали участие сотрудники. В некоторых таких мероприятиях дети крестились, а наши сотрудники становились крестными.

Проект – опора

Что касается общественно значимых проектов, не могу не остановить внимание на проекте «Опора России, опора созидания». Проект направлен на то, чтобы коллекционировать и аккумулировать лучшие традиции отечественного предпринимательства и меценатства. Был задан вопрос, зачем вы занимаетесь благотворительной и социальной деятельностью, зачем вам это? Хочу сказать, что есть два подхода: западный – долгосрочная акционерная стоимость, репутация. Есть наш подход, российский, бессознательный, совестливый – это стремление после себя что-то оставить.

Мы недавно профинансировали открытие аудитории в Институте бизнеса и делового администрирования, посвященной популяризации ответственного подхода к бизнесу, и там повесели высказывания известных меценатов. Под фото Рябушинского написано его замечательное выражение: «Надо было мне прожить 50 с лишним лет, чтобы понять, что всё, что я заработал – принадлежит народу». 

Семья – это сказка

Ценности в коммуникациях – очень интересная тема, в этом году мы проработали политику по ценностным ориентирам рекламной деятельности. Для нас эта тема очень важна, потому что мы имеем дело с потребителями, с живыми людьми. Мы считаем – и отразили это в нашей политике, – что коммуникации, с одной стороны, могут быть возможностью заработать денег, но с другой стороны – нести просветительскую функцию и образовывать тех людей, с которыми мы общаемся.

Мы изучаем разный опыт, так что видим примеры, когда эксплуатируются животные инстинкты людей, идут двойственные посылы в коммуникациях, пропаганда немного непонятных образов, и особо печально то, что свидетелями или жертвами подобных коммуникаций становятся дети.

На художественном совете нашей компании «СИТИ–XXI век» мы очень часто сталкиваемся с вопросом финансового директора: «Как мы будем это продвигать, это же имиджевая реклама?» Хотя нет такого понятия имиджевая, есть понятие продающая и не продающая. Но это же не продает, но зато продвигает семейные ценности. У нас появилась реклама, например, «Папа, пойдем ловить золотую рыбку», и схема квартиры, пояснение, что квартира с видом на залив. То есть, с одной стороны, может, мы не привлечем массово покупателей этой рекламой, но вложим в умы, что в семье должны быть дети, если это возможно, что семья – это хорошо, что семья – это сказка, и так далее.

Но при этом у нас нет цели просто как можно больше заработать. Мы на рынке 25 лет и последние несколько лет мы стараемся активно продвигать семейные ценности в наших коммуникациях и работаем с молодежью, с семьями. У нас есть специальные акции для матерей, для многодетных матерей, для студентов, благодаря нашей продукции и маркетингу мы продвигаем и проводим определенные благотворительные проекты. В частности, сотрудничаем с «Милосердием».

У нас работают сотрудники разных вероисповеданий.

У нас есть проект «Дом для мамы», который реализуется «Милосердием», и он не является изначально религиозно направленным. Мы выделяем деньги на то, чтобы содержалась на ежемесячной основе либо беременная женщина, либо уже молодая мама, оказавшаяся в сложной жизненной ситуации. Ей оказывается полная юридическая, психологическая поддержка.

Что касается вовлеченности сотрудников, мы проводим мероприятия, к примеру, «День миниполиса» или различные субботники, они не имеют никакой религиозной основы, и все сотрудники имеют возможность в этом поучаствовать. На базе Желыбинской школы-интерната есть проект «Такие разные страны». Но также в этой же школе-интернате есть проект «Дорога к храму» – по желанию приходит священник и возит детей храм. По их желанию рассказывает им о православных традициях.

Автор: Оксана Головко

Видео: Игорь Давыдов

Источник: Правмир.ru