Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Модель экономического развития зависит от национального характера

P-Bazunov

Петр Базунов, Генеральный директор компании «Дилор» (г. Санкт-Петербург)

Недавно я общался с одним итальянским бизнесменом, приезжавшим ко мне по новому совместному проекту, который мы с ним затеваем. В перерывах между деловыми встречами мы задавались вопросами, что такое малый бизнес и как его поддерживают в России и в Италии. Разговор у нас был откровенный и мой итальянский коллега сказал, что в Италии государство не поддерживает малый бизнес, по крайней мере, итальянские предприниматели этого не чувствуют. Я отметил для себя, что в Италии тоже развита бюрократия и любой технический вопрос для частной компании, связанный с получением необходимых разрешений для организации производства и пр. требует длительных согласований. Поэтому там часто встречается коррупция. Типичный портрет итальянского малого предпринимателя — это фирма, состоящая из 2-3 человек (чаще семейная), которая, как правило, производит что-то — какие-то механизмы, оборудование — либо, оказывает услуги (рестораны, гостиницы и пр.). Итальянцы — творческие люди, ремесленные, но деятельные, и поэтому инициативные и легко формируют новые компании. Одна из основных характеристик итальянского малого предпринимательства — отсутствие структуры в компаниях. Компаний много, они быстро возникают, но реже разрастаются до огромных размеров — чаще покупаются промышленными гигантами, которые вносят в них и структуру и более развитые бизнес процессы — либо исчезают. Партнерство в бизнесе независимых людей происходит реже — чаще фирма затевается кем-то одним и далее к работе в ней привлекается вся его/ее семья. Это такая семейная обособленность, свойственная итальянской культуре. Такова итальянская традиция. В бизнесе эта традиция выражается организацией частных фирм, в которых сперва трудятся сами члены семьи и уже потом нанимаются работники и профессиональные служащие.
В ходе обсуждения с моим итальянским партнером, мы оба пришли к выводу, что российские предприниматели тяготеют к структуре — к созданию процессов — посредством которых бизнес сможет крутиться самостоятельно, а его владелец сможет заняться чем-то еще, или просто бездельничать. В силу, видимо, этих причин российские частные компании бывают очень диверсифицированы по видам своей деятельности. У нас более развито партнерство независимых людей, реже встречаются семейные фирмы. У нас укреплена модель патриархата — муж хозяин и добытчик, он же — «духовный центр» семьи, а жена — домохозяйка для порядка, заботы о детях и услады. Это препятствует развитию семейных фирм на самом «культурном» уровне, хотя таковые конечно тоже существуют и у нас. Но независимые люди у нас чаще объединяются в партнерства между собой и чаще затевают торговые предприятия, нежели производственные, так как в них легче наладить процессы. Таков портрет нашего МСБ (первые его штрихи).
Главное все же отличие, мне кажется, состоит в тяготении к структуре в русской и в отсутствии этой тяги в итальянской бизнес культурах.

Низкая частная инициатива в России в сравнение с Италией имеет, скорее всего, культурные причины. Люди у нас охотнее устраиваются на работу, чем начинают новое дело сами. Доминирует монархический уклад, выраженный в ожидании заботы и справедливости к себе, в стремлении найти защиту, нежели защищаться. Критика происходит охотнее, чем личное участие в решении проблемы. Поэтому народное (демократическое) управление быстро всех утомляет из за трудностей в следовании закону, в соблюдении чьих-то прав, кроме своих собственных, и люди стремятся найти «волевого царя». Ответственность, как оборотная сторона свободы, также не привлекает. В вопросах веры нами сильнее всего воспринята идея духа справедливости (не в силе Бог, а в правде. Бог все видит и рассудит, и т.п.).

В связи с вышесказанным, полагаю, что развитие частной инициативы, без которой не возможно появление малого бизнеса, должно происходить у нас через ее пропаганду. Но поскольку национальный характер изменить трудно, то рассчитывать на получение «итальянского» варианта нам не приходится. Малый бизнес у нас рождается реже. Поэтому фокус для недавно появившейся Стратегии развития МСП до 2030 года ощущается в усилении возникших предприятий (особенно в обрабатывающих отраслях промышленности) и развитии частного и государственного партнерства. Думаю, что тенденция в России будет происходить в сторону укрепления существующих предприятий и нарождения на их основе новых промышленных гигантов с высоким инновационным потенциалом. Инновации у нас скорее возможны на базе средних предприятий, чем малых, где есть соответствующая структура и ресурсы. Полагаю, что такая модель промышленности более свойственна российскому менталитету.