Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

«У него был талант раскрывать таланты» – Елена Воронина о Савве Мамонтове и его усадьбе в Абрамцево

Voronina EK

Елена Константиновна Воронина

Каким образом с этой усадьбой связаны имена С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя и С.И. Мамонтова? Почему Абрамцево называют местом гениев? Какую роль сыграл Савва Мамонтов в русском искусстве и русской опере? Почему именно здесь Врубель открыл свою гончарную мастерскую и создал уникальную технологию майолики? Кто такая «девочка с персиками» и как она связана с этой усадьбой? Об этом, а также о современных примерах благотворительной деятельности на примере усадьбы Абрамцево рассказывает Елена Константиновна Воронина, директор Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».

Дина Иванова, 04.09.2015

– Елена, расскажите, пожалуйста, как появился музей-заповедник «Абрамцево».
– В первую очередь, это место связано с семьей Сергея Тимофеевича Аксакова, литературного и театрального критика, замечательного педагога. Это люди, которые стояли у истоков славянофильства. Писать таким языком, как Аксаков, мог только добрейший человек, про которого говорили, что в душе его «такое ко всем благоволение, что никто не может сделаться его противником». В своей семье он культивировал дух взаимопонимания, взаимовыручки, доброты, уважения. Когда Сергея Тимофеевича не стало, его семья стала бывать здесь достаточно редко, и усадьба пришла в запустение. Тогда у дочери Аксакова Веры имение приобрела чета Мамонтовых – Савва Иванович, крупный промышленник, предприниматель, покровитель искусства, со своей супругой Елизаветой Григорьевной. Мамонтов постарался сохранить в усадьбе, как он выражался, «дух старика Аксакова», берег связанные с Аксаковыми предметы и сделал в доме небольшой уголок, посвященный Сергею Тимофеевичу.
3Елизавета Григорьевна Мамонтова сыграла большую роль в жизни Саввы Ивановича. У них было 5 детей. Старшая дочь, Вера Саввишна – это та самая девочка с персиками на картине кисти Валентина Серова. Есть ещё немало её портретов работы Репина, Васнецова и других художников Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, которые называли её «Абрамцевской богиней». Александра Саввишна , младшая дочь, впоследствии стояла у истоков организации нашего музея. Ей была выдана охранная грамота в октябре 1918 года, которая указывала, что музей взят под охрану государства, а она становится его хранителем.
В августе 1920 года музей окончательно оформился как структура и было обеспечено государственное финансирование, необходимое для его содержания. Александра Саввишна Мамонтова встала у руля, что у нее хорошо получилось. Первоначально наш музей назывался музеем Аксакова, упоминаний о Савве Мамонтове не было.
– Когда музей стал называться «Абрамцево»?
– Нынешнее название – «Государственный историко-художественный Главный усадебный дoмлитературный музей – заповедник Абрамцево» – музей получил в 1977 году, когда вышло постановление Российского правительства о присвоении ему статуса особо охраняемой территории и объекта культурного наследия. Мы ведем исчисление жизни музея с 1918 года, но за его без малого вековую историю бывали и сложные, нелёгкие времена, например, в 1926 году, когда Александра Саввишна была репрессирована, или в 30-е годы, когда в музее организовали дом отдыха для деятелей культуры. Во время войны в 1942 году все ценные экспонаты были эвакуированы в Загорск, а в Абрамцеве был открыт госпиталь, действовавший до 1945 года. После войны решался вопрос о дальнейшей судьбе усадьбы. При участии художников, ведущих искусствоведов, включая И.Э. Грабаря, а также президента АН, академика С.И. Вавилова, на самом высоком уровне было принято решение о воссоздании музея. В этом возрождении Абрамцева самое активное участие принимал сын С. И. Мамонтова Всеволод Саввич, ставший в 40-е годы хранителем музея. Первым учредителем возрождённого музея после войны была Академия наук. Затем музей передали в Министерство культуры, под руководством которого мы находимся по сей день.
5– Вы могли бы рассказать о той деятельности, которую Савва Мамонтов вел здесь с точки зрения благотворительности и меценатской деятельности?
– Вместе с Елизаветой Григорьевной они часто совершали поездки по Италии, где познакомились с пансионерами, молодыми художниками, которые приезжали в Италию учиться. Многие художники, с которыми у Мамонтовых завязались отношения в Италии, были затем приглашены в Абрамцево. У нас до сих пор есть Римская роща, которая была посажена этим художниками – они все, приехав сюда, решили в знак этой встречи посадить деревья. У нас даже есть нарисованный Поленовым план, где указано, какие деревья кто сажал. Основная идея Саввы Мамонтова заключалась в том, чтобы эти люди здесь, на нашей земле, куда уходят наши исторические и культурные корни, творили истинно национальное русское искусство. Здесь, в Абрамцеве, на рубеже XIX-XX веков родился новый оригинальный стиль в искусстве – национально-романтическое направление «русский модерн». Художники приезжали в Абрамцево не просто на пленэр, они приезжали сюда семьями.
– Они здесь какое-то время жили?
– Да, и завязывался контакт не только профессиональный, но и личный, человеческий. Ведь из этого общения вырос и домашний театр, в котором участвовали практически все участники Мамонтовского кружка, а уже из домашнего театра появилась Русская Частная опера Саввы Мамонтова. Здесь были творческие вечера, когда художники писали друг друга. Конечно, очень большую роль отводили занятиям с детьми.
– Это были чьи дети?
– Это были не только дети Мамонтовых. Это было семейное сообщество, 9что и привлекало, и роднило его участников. Очень многие объекты, которые были построены при Мамонтовых (например, баня-теремок) первоначально использовались и были перестроены под гостевые дома. Здесь Василий Дмитриевич Поленов обрел свою вторую половину и сочетался браком в нашем храме.
– Как вам кажется, какую цель преследовал Савва Мамонтов, приглашая всех этих художников? Почему он тратил на это деньги и время?
– Савва Мамонтов был уникальным и разносторонне одарённым человеком. В одном человеке совмещались таланты предпринимателя, скульптора, прекрасного исполнителя и великолепного организатора. Он давал не готовую рыбку, а удочку и учил, как ловить рыбу. Про него говорили, что он обладает талантом находить и раскрывать таланты. К каждому художнику и участнику Мамонтовского художественного кружка он относился особо.
8Например, талант Михаила Александровича Врубеля проявился именно благодаря Савве Ивановичу. Приехав в Абрамцево, Михаил Александрович стал участвовать в организации гончарной мастерской. Совместно с технологом Петром Ваулиным разработал уникальную систему создания майолики со свечением (восстановительный обжиг). Появились те предметы, которыми мы сегодня восхищаемся. Многие знатоки искусства, как и публика, воспринимали тогда творчество Врубеля неоднозначно, а Мамонтов нашел возможность его поддержать.
Что касается благотворительной деятельности, то результаты этой деятельности сохранились и сегодня. Мамонтовы жили не только для себя, но и уделяли внимание тем людям, кто находился рядом. Недалеко от усадьбы располагался культурный поселок, в котором стараниями Мамонтовых были организованы школа, лечебница, столярная, гончарная мастерские. В школе обучали детей из соседних деревень. По воспоминаниям выпускников, после завершения обучения всем давали наборы инструментов для резьбы по дереву, чтобы они могли содержать свои семьи. Сегодня всем известны имена наших знаменитых мастеров, резчиков по дереву. Например, династия Варносковых вышла из этой школы. Савва Мамонтов много делал для близлежащей территории. Елизавета Григорьевна открыла здесь библиотеку и больницу. Эта основанная ею больница в Хотькове действует до сих пор.
– В чем, вы считаете, особенность и уникальность вашего музея?
– Наше место – уникальное с точки зрения истории, природы. И Сергиев Посад, и Радонежье – здесь за минувшие столетия, и особенно во времена Аксаковых, Мамонтовых сложилась такая аура, что Cтудия-мастерскаядействительно ощущаешь на себе какое-то неповторимое влияние этого места. Если бы не Савва Иванович и Елизавета Григорьевна, если бы не их поездки в Италию и приглашения сюда подающих надежды художников, то, наверное, мы бы не увидели такого колоссального пласта нашего русского искусства, которое потом сформировал в своей коллекции П. Третьяков. И если бы не поддержка, оказанная Мамонтовым Врубелю, Серову, который приехал в Абрамцево в детские годы (в 12-14 лет) и вырос в талантливого художника, кто знает, услышали бы мы сейчас эти имена. В Абрамцеве и его окрестностях творились такие шедевры русской живописи, как «Алёнушка» и «Богатыри» Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова и многие другие известные картины. В коллекции музея находятся эскизы, этюды, пейзажи, на основе которых создавались эти произведения… Здесь можно вернуться к истокам, увидеть, как мастера задумывали эти произведения, сами этапы их работы. Наш музей уникален, второго Абрамцева просто не существует.
– Какой ваш самый любимый экспонат здесь? Что вас не отпускает?
– Меня вообще не отпускает усадьба полностью. В музее есть уникальная коллекция изделий крестьянского быта, которую по деревням собирали Елена Поленова, Елизавета Мамонтова и другие участники Абрамцевского кружка. Потом их орнаменты были использованы в столярно-резчицкой мастерской. Мы реализуем проекты с другими музеями, например, с Музеями А.С. Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге. Пушкин для нас тоже важен, потому что его герои и он сам нередко становились для абрамцевских художников предметами вдохновения.
– Вы могли бы поделиться творческими планами? Что интересного у вас происходит и что планируете в ближайшем будущем?
– Отреставрировали фондохранилище, провели масштабные работы по реставрации студии-мастерской, главного усадебного дома, церкви Спаса 7Нерукотворного. О церкви я хочу сказать особо, потому что её реставрация ярко проявила, что у нас живы и возрождаются лучшие традиции отечественного меценатства. Мы всегда говорим о помощи Мамонтовых нашему музею, но тут был совершенно удивительный случай. К нам приехала супружеская пара Молчановых, они посмотрели усадьбу и выразили свое желание нам помочь. И в 2013 году они оказали серьёзную помощь в реставрации церкви. Благодаря этому мы видим сегодня церковь в отличном состоянии. В декабре 1914 года мы ее открыли после реставрации, прошел благодарственный молебен. И теперь там есть табличка, где мы написали: «Отреставрирована при поддержке Андрея Юрьевича и Елизаветы Николаевны Молчановых».
Планов много: Культурный поселок нуждается в глобальной реконструкции, воссоздании объектов, не хватает больших выставочных залов, зала для конференций. В штате музея 160 человек музейных сотрудников, и порой собрать весь коллектив в одном помещении не представляется возможным.
Что касается мероприятий, то проходят ярмарки, мастер-классы с привлечением художников, преподавателей Абрамцевского колледжа имени Васнецова. Считается, что колледжу 130 лет, и свой возраст они исчисляют от той школы, которая была построена Мамонтовыми в Выставка М.А. Врубеля в Студии-мастерскойкультурном поселке. Сейчас в музее работает выставка произведений М.А. Врубеля. В прошлом году у нас было осуществлено 2 проекта, связанных с этим художником. Мы назвали свою выставку «Абрамцево – место гениев». Среди мастеров Абрамцевского кружка – Репин, Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Остроухов, Коровин, Антокольский… А в предшествующий, аксаковский период в Абрамцево много раз приезжал и читал здесь свои произведения Н.В. Гоголь, бывал И. С. Тургенев… Абрамцево – действительно место гениев. Объяснить этот феномен чисто рационально невозможно.
– Почему вы занимаетесь этой деятельностью? Почему именно Абрамцево?
– Я всю сознательную жизнь работаю в отрасли «культура», в этой атмосфере выросла и живу. Получаю удовольствие от того, что приезжаю сюда, хожу по необыкновенным местам, слушаю пение необыкновенных птиц – в это место невозможно не влюбиться! Часто вижу лица людей, которым приятно приходить, гулять по нашей усадьбе, парку. Мы делаем все, что считаем правильным. Сами пытаемся взращивать кадры в своем коллективе. Дай Бог здоровья нашим педагогам и учителям, чтобы они могли учить молодежь и передавать опыт дальше.

Дина Иванова