Многие горожане старинного города Сарапула обратили внимание, что на улице Первомайской идет снос старых домов. Видимо, Сарапул так богат стариной, отмечает автор книги о Сарапуле А.Шепталин, что может позволить себе уничтожение одного за другим домов в историческом центре.
Зияет пустыми разбитыми окнами и ждет своего конца приговоренный к сносу уютный угловой деревянный домик с чудесными резными наличниками на углу Азина и Первомайской. Этот дом «с хорошим большим местом» на перекрестке Иерусалимской и Сарапульской молодые братья-кожевенники Кривцовы купили в 1897 году, когда стали неплохо зарабатывать. Дом был не новым, Владимир и Илья самостоятельно его отремонтировали.
«Братья из бедной крестьянской семьи вышли в люди благодаря своему трудолюбию, высокому профессионализму, прекрасным человеческим качествам», — пишет историк Н.П.Лигенко. Сохранившиеся дневники младшего брата, Ильи Павловича Кривцова, 1877 г.р., показывают, как трудно было встать на ноги и устоять в конкурентной борьбе торговому дому Кривцовых.
Семья Кривцовых родом была из крестьян Нолинского уезда. Братья Илья (1877 г. р.) и Владимир из Вятской губернии поехали вначале в Пермь, позже в 1882 году осели в Сарапуле. Младший Илья проявил большие способности и прилежание к учебе, окончил приходское и уездное училище, в школе был освобожден от платы 3 рублей в год, т.к. плотничал, научившись у отца, — делал парты, классные доски. Начал работать рано, с 13 лет писарем в конторе у купца Пешехонова, потом перешел работать в цех. Освоил весь процесс выделки кож, овладел специальностью мастера-кожевника. Братья жили в слесарке пожарной команды. В 1897 году купили дом с хорошим усадебным местом на углу Сарапульской и Иерусалимской улиц, сами его отремонтировали.
С 1899 по 1901 год Илья служил в драгунском полку в Москве. Он написал стихи:
“Стонут драгунники, стонут сердешные
Трудно несчастным им жить.
Бьются из силы они, безутешные,
Бог, помоги им служить”.
После армии он набирался опыта на заводе Пешехонова. Братья женились: Владимир породнился с семьей купца Барабанщикова. В 1905 году Илья попросил руки Марии Сергеевны Коровиной, дочери статского советника. Кривцовы были приняты в лучших семьях Сарапула и губернии. Вскоре Илья Павлович стал считаться лучшим кожевенным мастером-практиком на Урале. Он получал грамоты и награды на отечественных и международных ярмарках. Свой опыт выделки кож Илья Павлович обобщил в книге «Кожевенное производство. Выделка и отделка кож для обуви». В 1906 году на всемирной выставке в Париже экспонировалась книга Кривцова и альбом с образцами выделанных кож, а также видов обуви сарапульских сапожников. В качестве демонстрации прочности обуви несколько пар шахтерских сапог были помещены в бочку с водой, где простояли всю выставку и внутри остались сухими. Кривцов был удостоен премии «Гран-при». В этом же году в Санкт-Петербурге была им получена серебряная медаль «За трудолюбие и искусство» от Министерства финансов России. В 1907 году получена золотая медаль на выставке в Ростове-на-Дону от «Полубояринского общества сельского хозяйства». Став профессионалом, Илья Павлович пригласил брата организовать свой завод. Вместе с братом они приобрели земельный участок, стали строиться и через 2 года завод сравнялся со старыми крупными фирмами. Благодаря родственным связям, трудолюбию и полученным навыкам Кривцовы вошли в круг влиятельных людей Прикамья. В 1908 году было учреждено товарищество «Братья Кривцовы в Сарапуле». Это был период, когда в Сарапуле было 15 кожевенных предприятий. Заводы Кривцовых на Воскресенской и Мещанской улицах давали работу 140 рабочим, вырабатывали обуви на 240 тыс. рублей в год, уступая только заводам Смагина, Пешехоновых и Михеевых. Рабочие уважали Илью Павловича, т.к. он отстаивал их интересы (общежитие, питание, баня, медицина), хотя и был требовательным.
В 1911 году случилась беда: пожар в доме на Иерусалимской. Прислуга Поля выбросила детей в окно, а сама погибла, сгорело все имущество. Пришлось начинать все заново: снова поступить на завод Пешехонова. Тогда Кривцов снова пошел мастером к Пешехонову, взял ссуду, начал строить дом на Песчанке. Узнав о несчастье, из деревень потянулись рабочие и помогли отстроить дом.
В 1914 году он был призван в действующую армию. Его стихи:
“Не дадим на поруганье
Свою родину и честь.
За царя, Отчизну, веру
Мы костьми готовы лечь.”
За боевые заслуги Илья Петрович награжден двумя серебряными и золотой медалью на Аннинской ленте. Илья Петрович вернулся на родину в 1917 году, трудился на объединенных заводах Сарапульского государственного кожтреста. В 1921 году И.П.Кривцову поручили добычу корья для выделки кож. Работа шла в болотистых районах, где он заболел малярией, но успешно выполнил задание. В 1924 году он был огульно обвинен во вредительстве и арестован, но через два месяца освобожден. Его дом на Песьянке конфисковали, его занял прокурор, в народе прозванный Ванька-барин. В настоящее время дом утрачен. Брат Владимир Павлович баллотировался в Думу, возглавлял в Сарапуле пожарную команду, устраивал благотворительные елки на катке, позже уехал в Москву и там работал всю оставшуюся жизнь на кожевенном производстве. После всех мытарств Илья Павлович писал: «Мой трудовой стаж выразился ровно в 50 лет, я ушел на пенсию по инвалидности… И вот… вспоминаю прошлое и хочется только одного – теплого ласкового слова, вроде: «Товарищ Кривцов, будь доволен тем, что жизнь свою ты провел не паразитом, а честным работником на пользу своей любимой, счастливой, могучей Родины», и больше мне ничего не надо».
Очень скромная могилка И.П.Кривцова с простым деревянным крестом находится на старом кладбище. Из родственников по матери, Коровиной, в Сарапуле работает учителем математики и руководит музеем школы №13 Ирина Алексеевна Рихтер.
Автор статьи: Наталья Запорожцева,
руководитель школьного музея «Сарапульская старина» г. Сарапул
Использованные источники:
Предпринимательские династии Камско-Вятского региона в 18-20 вв. под ред. Лигенко Н.П. Ижевск 2008 г, стр.57
Рубрика «История предпринимательства» ведется при поддержке Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей (г. Москва, ул. Донская 9)