Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Небесный покровитель православных предпринимателей – преподобный Серафим Вырицкий и его духовное наследие

5

Валерий Павлович Филимонов, писатель-агиограф, академик православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств; эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия РПЦ; автор Жития преподобного Серафима Вырицкого чудотворца

Доклад на конференции «Бизнес и Православие» («Созидательная роль и духовно-нравственные ценности предпринимательской деятельности в России») Санкт-Петербург, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, 30 мая 2014 года

Дорогие соотечественники!

Почти 20 лет я занимаюсь исследованиями, связанными с изучением жизни и подвигов преподобного отца нашего Серафима Вырицкого чудотворца. К Юбилейному Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 2000 года мною были подготовлены материалы, по которым старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) был причислен к лику святых.

Благочестивый православный мирянин, готовивший себя к монашеской жизни в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы кровавых гонений на веру; великий старец, который на деле исполнил завет преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя…», – вот основные этапы его земного пути.

В рамках сегодняшней встречи предлагаю главные моменты, связанные с периодом купеческой деятельности Василия Николаевича Муравьева, который начал свой путь к христианскому совершенству еще в годы своей мирской жизни, совмещая земные труды с молитвенным деланием. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), – эти слова Спасителя были для него законом.

Русское купечество всегда было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры. Оно славилось делами милосердия и благотворительности. Это был созидательный слой, который, стоя на прочном фундаменте православной веры и любви к Отчизне, помогал Русским Государям строить великую державу. По сей день народ помнит имена Демидовых, Строгановых, Елисеевых, Филипповых и других русских предпринимателей, в круг которых входит и Василий Муравьев.

«Трудно богатому войти в Царство Небесное…» (Мф.19, 23), – говорит нам Евангелие, но спасение – это дар, который по милости Божией получают искренне ищущие его. Как распорядиться земными богатствами, чтобы стать обладателем нетленных небесных сокровищ? Все свои дела и добрые начинания русские деловые люди освящали молитвой и благословением Русской Православной Церкви. Они строили и поддерживали многочисленные богадельни, приюты и дома призрения. Безкорыстно помогая неимущим, созидая новые храмы, благодетельствуя многим обителям и способствуя развитию духовного просвещения, эти люди, прежде всего, заботились о спасении своей безсмертной души…

11Василий Николаевич Муравьев посвятил коммерческой деятельности более сорока лет и прошел путь от рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора до владельца крупного предприятия по заготовке и продаже пушнины. Это деятельность требовала от Василия Николаевича недюжинных сил и способностей. Нужно было иметь необыкновенное чутье на спрос, умение правильно оценить ситуацию на рынке и устоять в конкуренции с другими коммерсантами.

Торговля мехами значительно отличалась от других отраслей русской торговли целым рядом своеобразных особенностей. Обилие посредников, условия хранения и сортировки товара и характер спроса создали рынок, непохожий на другие. Нервом коммерческой деятельности тут была не высокая доходность пушнины, а быстрота торгового оборота. Мало было ждать покупателя к себе в магазины, нужно было искать его в различных концах России и за рубежом, учитывать его требования, прислушиваться к его желаниям. Со временем компания Муравьева выходит на международный рынок. Значительная часть товара поставлялась в Польшу, Германию, Австро-Венгрию и Данию.

Большую помощь в работе оказывала Василию Николаевичу его благочестивая супруга – Ольга Ивановна. Будучи внешне весьма женственной, характер вместе с тем имела твердый и решительный. Известно, что она немало помогала супругу в торговых делах, а во время отсутствия Василия Николаевича в Петербурге успешно руководила работой предприятия.

Василий Николаевич старательно подбирал себе в сотрудники верующих православных людей, и оттого в отношениях между хозяевами и служащими всегда царил дух Христовой любви. Известно, что он был очень спокоен и снисходителен по отношению к подчиненным, даже в случае их явных оплошностей. Искренне желая всем добра, он ничем не унижал в людях их достоинства, но всегда был исполнен милости и долготерпения. Его никогда не видели в состоянии раздражительности или в смущении, и оттого подчиненные всегда питали к нему нелицемерное уважение. Рабочий день всегда начинали и заканчивали молитвой. В дни церковных Праздников торговля полностью прекращалась.

Особенно приближают человека к Богу дела любви и милосердия, с чистым сердцем совершаемые. Об этом благовествует Сам Господь: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 34-35,40).

Василий Николаевич самоотверженно служил ближним. Его любвеобильная душа не могла равнодушно пройти мимо чужого горя. Его безкорыстие удивляло и поражало Ольгу в первые годы супружеской жизни – множество людей находили в их доме и хлеб, и приют. С искренней радостью мог отдать Василий новую вещь со своего плеча незнакомому страннику… В каждом нищем был готов видеть он Самого Иисуса Христа, и Господь всегда вознаграждал за это Василия – успешно шли торговые дела, находились необходимые на внутренний подвиг в миру силы, а в семье царили единомыслие и любовь о Господе. «Дело в руках – молитва в устах, в уме, в сердце», – эти слова духовного отца Муравьевых, старца Варнавы Гефсиманского стали девизом для молодых супругов. Неплохо всем знать и другие слова иеромонаха Варнавы: «Спасение не в скудости. Ешь вкусно, но помни, что тело будет добычей червей… Спи на богатой кровати, но помни и о жестких гробовых досках», «Понуди себя на все доброе, принимай всех, как Самого Христа, всегда смотри только на свои недостатки, и будешь воистину с Богом».

Основными добродетелями, которым Василий Николаевич следовал в жизни, были: правда, любовь и добро, причем в самом высоком их понимании – как дела, совершаемые Христа ради; как подвиг любви к ближним.. В сердце своем носил он слова преподобного Серафима Саровского: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия… Стяжание все равно, что приобретение… выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа».

Господь даровал Василию Муравьеву редкую способность – умело совмещать попечения о земном с задачами духовными. И еще – быть преданнейшим сыном своей Отчизны, стремившимся сделать все возможное для ее блага и процветания. Его любовь к России и ее народу была воистину безгранична. Это была та евангельская любовь, о которой пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3, 18). Россия и Православие для молодого петербургского купца были понятиями неразделимыми…

Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, никогда не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить личный  капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Однако, молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. Он был действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и закончил Высшие Коммерческие курсы,  которые давали глубокие знания по многим дисциплинам. Деятельность Общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Государю Императору и правительству в области национального экономического развития.

Супруги Муравьевы являлись также действительными членами одного из ведущих в России Ярославского благотворительного общества. Постоянными участниками Общества являлись многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, включая отца Иоанна Кронштадтского и архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона, будущего Святейшего Патриарха Московского и всея России. Регулярные собрания ярославцев проходили в зале Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Здесь нельзя не отметить дивное сочетание этих двух православных братств, возрождавших традиции, восходящие к первым векам христианства.

В основу работы Ярославского благотворительного общества были положены дела христианского милосердия. Стараниями его членов была открыта безплатная столовая для бедняков, в которой ежедневно питались более трехсот человек.

Был организован приют-гостиница для приезжающих в Петербург в поисках места работы молодых ярославцев. Здесь были созданы все условия для жительства и пропитания. Оказывалась действенная помощь в их профессиональном обучении и трудоустройстве.

Действовали также детский приют и ясли Общества. Там было продумано все до мелочей, чтобы дети чувствовали себя, как дома. Питание было четырехразовым. Летом детей обязательно вывозили на дачи. День начинался с совместной молитвы, а после завтрака следовали уроки Закона Божия и хорового пения. Детям также преподавались начальные знания по ряду светских дисциплин. Свободное время использовалось для прогулок, игр и чтения. В воскресные и праздничные дни дети обязательно посещали храм, где исповедовались и причащались.

Благотворительная деятельность Общества была необычайно многогранна. Она включала в себя: единовременную и ежемесячную выдачу пособий неимущим; помощь престарелым вдовам и старикам; выдачу пособий малоимущим к двунадесятым праздникам; помощь при уплате за квартиру, когда бедные люди подлежали выселению; выдачу пособий на лечение больным; выдачу пособий по случаю замужества; выдачу пособий на погребение усопших; взносы платы за слушание лекций учащимися, уроженцами Ярославской губернии; выдачу пособий вдовам, имеющим малолетних детей; организацию работы воскресных школ; помощь потерпевшим от пожаров; множественные вещевые пожертвования одеждой и обувью; пожертвования продуктами –  всего не перечислить!

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Ярославским благотворительным обществом был открыт хорошо оборудованный лазарет для раненых воинов.

Немалую помощь оказывали члены Общества тем, кто трудился на ниве духовно-нравственного просвещения нации – финансировали издательскую деятельность, помогали в организации религиозных чтений и распространении душеполезной литературы.

Служение в Обществе требовало от его членов не только материальной благотворительности, но и глубокой христианской любви к ближнему. Ведь обращавшиеся в Общество со своими скорбями, нуждались не только в земных благах, но и в духовной поддержке. Сколько отчаявшихся вновь обрело здесь веру в помощь Божию и надежду на будущее!

Участники Ярославского благотворительного общества и их семьи часто встречались в Троицком храме Общества религиозно-нравственного просвещения. Совместная молитва и участие в Таинствах Святой Православной Церкви необыкновенно укрепляли этот братский союз, создавали особую, чрезвычайно благотворную атмосферу общения.

Помогая ряду храмов и обителей по долгу христианского милосердия, Василий Николаевич постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книги.

Вот что рассказывала спустя многие годы монахиня Иоанна Шихобалова (+1944), на себе испытавшая любовь и заботу супругов Муравьевых: «Родилась я в 1869 году в Петербурге и с 13 лет пребывала в Воскресенском Новодевичьем монастыре. В 1905 году я тяжело заболела и около года была в больнице, действовавшей при монастыре. Поправлялась я с большим трудом, было много неожиданных осложнений. Из больницы меня взяли к себе крупные в то время мехоторговцы Василий и Ольга Муравьевы. На их иждивении я находилась до 1917 года».

Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц. Этим страждущим было неизмеримо легче поправляться в теплых домашних условиях. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса – безнадежно упавшие духом и истощенные тяжкими недугами, люди буквально воскресали, вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни…

Единомысленные супруги выделяли значительные пожертвования на благоустроение основанной их духовным отцом Иверско-Выксунской обители Нижегородской губернии и Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге, тем не менее их предприятие процветало, и к 1915 году Василий Николаевич Муравьев становится одним из пяти крупнейших торговцев пушниной в российской столице, имевших не только розничные магазины, но и оптовые склады.

Таков закон духовной жизни: творящему милостыню, Господь всегда воздает сторицею, а порою даже дарует на мгновения ощущения несказанной небесной радости… К этой небесной радости призывает нас Сам Христос: «Если заповеди Мои соблюдете. пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 10-11).

 «Без Бога ни до порога!» – любил повторять эту народную мудрость преподобный Варнава Гефсиманский, духовный наставник супругов Муравьевых. И сегодня уже с небесных высот звучит этот вечный глас для всех, ищущих в первую очередь спасения своей безсмертной души.

Валерий Павлович Филимонов, писатель-агиограф, академик православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств; эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества  Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; автор Жития преподобного Серафима Вырицкого чудотворца, книг «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», «К преподобному Серафиму в Вырицу» и др.