Опора-Созидание Проект рабочей группы "Предпринимательство и православие"
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

От России — Святому Граду Иерусалиму

chashaУже 15 лет по благословению Патриарха Алексия II сохраняется добрая традиция, когда русские паломники привозят в Россию лампады с Благодатным огнем, сходящим ежегодно в Великую Субботу на Гроб Господень в Святом Граде Иерусалиме. На протяжении последних 13 лет эту великую миссию выполняет Центр национальной Славы во главе с Президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. Автором идеи доставить Благодатный Огонь в Россию и провести с ним Пасхальную службу является наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), который впервые в истории России привез Благодатный огонь в Москву на Пасху в 1998 году.

В начале 2012 года Святогробская братия, в лице Главного Хранителя Гроба Господня схимонаха Пантелеймона, обратилась к России с просьбой об изготовлении уникальной чаши (напрестольной лампады). Великая честь исполнить эту просьбу выпала Вице-президенту общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Дмитрию Иванову. В Санкт-Петербурге по специальному заказу из стекла красного цвета была отлита пятилитровая чаша–лампада и освящена на гробнице Святой Блаженной Ксении Петербургской протоиреем Игорем (Есиповым). Чаша благополучно была доставлена в Святой Град Иерусалим и с радостью принята монахами Святого Гроба Господня. Сегодня на Святой Земле можно встретить много святынь дарованных Россией (иконы, лампады, подсвечники, престолы). Чаша Благодатного огня, доставленная в Иерусалим, является еще одним подтверждением духовного единства Святой Руси и Святой Земли. Стоит добавить, что на чаше выгравирована фраза – «от России Святому Граду Иерусалиму».

Какова же история схождения Благодатного огня в Великую Субботу перед Православной Пасхой? Очевидцами этого великого чуда были жители Иерусалима, которые стали замечать всполохи огня над Гробом Господним во 2 – 3-ем веках н.э. В 4-м веке н.э. по благословению Царицы Елены и Императора Константина Великого, в Иерусалиме на местах связанных с именем Иисуса Христа построили Храмы: Рождества Христова, Преображения, Воскресения Христова, Благовещения и т.д. Вскоре после постройки первые паломники потянулись к ним из Константинополя для поклонения. Самым великим местом для христиан является место Воскресения Господа Иисуса Христа. Над этим местом был сооружен величественный Собор Воскресения Христова, остатки колонн которого сохранились до наших дней. Внутри Собора над Гробом Господним была построена кувуклия (маленький храм). Что же представляет собой Гроб Господень? В понятии современного человека гроб представляет собой обычный деревянный ящик, в который кладут усопшего. На Святой же Земле умершего кладут в заранее выгребленную пещеру и об этом, т.е. о переходе в вечность, люди начинают задумываться задолго до перехода в мир иной. И каждый выгребал для себя такую пещеру, а знакомое нам ныне слово «гроб» на самом деле в переводе с арамейского имеет корень «выгребать».

До наших дней в целом сохранилась процедура подготовки Гроба к схождению великого чуда. Поскольку сам Гроб находится на глубине 1,5 м, то в этой кувуклии над местом Гроба расположена мраморная плита и сама пещера отделана мрамором. Со временем в связи с частыми землетрясениями кувуклия неоднократно рушилась и восстанавливалась вновь. И даже в наши дни сохранились следы разрушения от последнего землетрясения в 1929 году. Сегодня Гроб Господень защищен по периметру металлическими швеллерами от разрушений.

Сошествие Благодатного огня совершается в Великую Субботу в 14-15 ч. по местному времени. Но сама подготовка начинается с вечера пятницы после чина погребения. Всю ночь с пятницы на субботу на огне варится кустодия (печать) из кусков чистого пчелиного воска привезенного из разных уголков Греции. Предназначение кустодии – опечатать Гроб Господень. С 8-и утра в субботу Главный Хранитель Гроба Господня с одним из помощников омывают ароматами и миром (по образу как был омыт Господь) стены, пол, оба предела (Гроб Господень и Предел Ангела) кувуклии. После этого Главный Хранитель Гроба Господня ставит две чаши с оливковым маслом с плавающими незажженными фитилями. С левой стороны в изголовье Спасителя – чаша Святогробской братии (служитили Гроба Господня), с правой – чаша Патриарха. Из ризницы Воскресенского храма приносится молитва о схождении Благодатного огня. Это великая тайна молитвы, которую может прочесть только Патриарх Иерусалима и Всея Палестины, после чего Гроб осматривается представителями разных конфессий. Затем из Гроба Господня выносится последняя свеча, Гроб окутывается полным мраком, и двери кувуклии закрываются и опечатываются кустодией до пришествия Патриарха. Войдя в Храм Воскресения Христова, Патриарх во главе с процессией совершает крестный ход, обойдя 3 раза кувуклию, останавливается перед входом, его разоблачают (раздевают) до нижнего подрясника, снимается печать с Гроба и с двумя пучками по 33 свечи Патриарх входит в Пределы Ангела, его сопровождает только католикос Армянской церкви в Иерусалиме, затем Патриарх один входит в сам Гроб Господень, становится на колени и начинает молитву (длительность от 3 до 40 мин.). Из рассказа нынешнего Хранителя Гроба Господня отца Пантелеймона (является хранителем последние 28 лет): однажды, в 90-е годы, открывая дверь перед Патриархом в Гроб Господень, он увидел, что Благодать уже снизошла и Благодатный огонь горел в чашах. Очевидцами снисхождения Благодати становятся все присутствующие в Храме. Иногда этому предшествуют яркие молнии, порою на кувуклию сходит облако или яркие лучи света явно не искусственного происхождения. Благодатный огонь сходит в чаши, зажигается часть лампад над Гробом Господним. И первые несколько минут этот огонь не обжигает, т.к. имеет температуру около 60 градусов по Цельсию.