Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

О четвериковском сукне, артелях, овцеводстве в Сибири и безупречной репутации

31

Четвериков Сергей Иванович (1850 – 1929)

Сергей Иванович Четвериков был представителем третьего поколения московской предпринимательской династии и в возрасте 21 года принял дело от разорившегося отца, возглавив Городищенскую суконную фабрику в Богородском уезде Московской губернии.

На фабрике Сергей Иванович существенно поменял систему отношений хозяина с рабочими — он на 10 лет раньше остальных первым ввел 9-часовой рабочий день (на тот момент по закону рабочий день составлял 12 часов, но работали и по 13 — 15 часов). Его инициатива сыграла свою роль в реформировании фабрично-заводского законодательства Российской империи.

Сергей Иванович пишет об этом в своих воспоминаниях: «Так как эту реформу я сделал по собственному почину первым в среде русских фабрикантов, то это между промышленниками вызвало немало нареканий и предсказании полного провала моей «затеи», как тогда говорили. Но жизненный опыт показал, что я был прав: рабочие в 9 часов вырабатывали почти то же, что и в непосильную двенадцатичасовую смену, но работа была неизмеримо лучше».

32

Городищенская суконная фабрика в Богородском уезде Московской губернии

На фабрике также был отменен ночной труд малолетних, ограничены ночные и вечерние работы для женщин, введена артельная сдельная работа. Более того, по инициативе Сергея Ивановича работники Городищенской фабрики участвовали в прибыли предприятия – один из первых случаев для России. К рабочему он относился как к партнеру, для него была важна атмосфера, он хотел чувствовать себя человеком с чистой совестью.

Особо хочется отметить тот факт, что поправив дела на фабрике, Сергей Иванович начал отдавать долги отца, и отдавал их на протяжении 36 лет (!). Для этого он даже давал объявления в газетах.

34

Вид сельца Городищи от фабрики. Фото начала XX века

Четвериков имел безукоризненную репутацию и слыл эталоном чести предпринимателей, а его продукция славилась отменным качеством. Знаменитое четвериковское сукно было хорошо известно по всей России и служило своего рода образцом качества. Интересен такой факт, что даже в период ужесточившейся конкуренции с польскими тканями из Лодзи, которые хоть и имели красивый рисунок и дизайн, но были низкого качества, а соответственно и стоили намного дешевле, чем больше промышленность шла в сторону удешевления за счет качества, тем больше Четвериков прилагал усилий к улучшению своего товара.

33

Четвериковы Сергей Иванович и Иван Сергеевич (сидят 2-й и 3-й справа) среди служащих главной конторы Товарищества Городнищенской суконной фабрики в Москве на Ильинке, в доме Северного страхового общества. Фото из архива А.Н.Житницкой

Сергей Иванович также очень много внимания уделял социальной деятельности на своем предприятии, говоря современным языком, корпоративной социальной ответственности. Для этой цели на фабрике была открыта школа для детей (первая на тот момент в России), больница, построены общежития для рабочих, чайная с театром и фабричная школа. Стоит отметить, что фабричная школа в значительной степени подняла уровень рядового рабочего фабрики, так как было заведено правило, что при открытии вакантных мест преимущество давалось окончившим курс в Анискинском училище.

Оплата труда и условия работы на Городищенской фабрике были такими хорошими, что рабочие держались за свои места и даже стояла очередь из желающих на 5 лет.

photo (11)

Четвериков Сергей Иванович в молодости

Женившись на Марии Александровне Алексеевой, сестре знаменитого московского городского головы Н.А. Алексеева, Сергей Иванович породнился с известной московской семьей, и после трагической смерти Николая Алексеевича, Четвериков был призван спасти алексеевское дело, заняв место директора правления Товарищества «Владимир Алексеев» и Даниловской камвольной прядильни. Фирма «Владимир Алексеев» была крупнейшим поставщиком сырья для суконного производства, владела стадом мериносных овец на Кавказе численностью 65-70 тыс. голов и контролировала половину сбыта тонкорунной шерсти на российском рынке. Усилиями Четверикова Даниловская прядильня стала общероссийским лидером в области производства тонких высококачественных сукон.

Но главной заслугой всей своей жизни Сергей Иванович считал создание новой отрасли народного хозяйства России — сибирского овцеводства. В 1908 году он организовал в Сибири овцеводческое хозяйство, основав «Товарищество сибирских овцеводческих экономий Вл. Алексеева и Четверикова», для этой цели с Кавказа была привезена отара в 3000 овец на специальном поезде из 50 вагонов. Интересен тот факт, что по прибытии в Сибирь, встал вопрос о заготовке корма на зиму для такого большого количества овец. Осилить эту задачу своими экономическими средствами было сложно, необходимо было привлечь местное население. Для этой цели Четвериков открыл кредит местному населению в американской фирме «Диринг», поставляющей сельскохозяйственное оборудование, в рамках которого местное население получило беспроцентную ссуду на три года. Таким образом была получена необходимая техника, а ввиду полного отсутствия у населения побочного заработка эта мера нашла большой отклик. До этого крестьяне своих степей не косили, а возможность косить степь сенокосилкой внесла серьезную реформу в этом вопросе.

О своих «некоторых путях» и «сибирском предприятии» он писал следующее: «Там все было сплошным творчеством, так как никаких прецедентов не было. Это была причина того громадного нравственного удовлетворения, которое оно мне дало«.

photo (13)


Четвериков с лучшей элитной яркой, рожденной в Сибири

Шерсть «Товарищества» превосходила по качеству австралийскую — признанного мирового лидера мериносового овцеводства.Такое хорошее качество продукции сибирских овец объясняется тем, что шерсть животных, которые обитают в неблагоприятных условиях, тоньше, гуще и длиннее, чем у австралийских пород. Дело на экономиях росло и крепло. Росло потому, что размножение мериносов, медленное в условиях Кавказа и Дона, увеличивало свой темп. Крепло, вследствие дружной работы всех участвующих. С развитием хозяйства в экономиях улучшалась и жизнь людей. Ведь благодаря Четверикову в деревнях впервые появилась техника, которая облегчила труд крестьян. «Товарищество» оказывало большую помощь в развитии деревень.

За Четвериковым в Сибирь последовали все лучшие силы Кавказской экономии, но с событиями Октябрьской революции предприятию был нанесен непоправимый удар.

«В результате все служащие разбежались, а овцы, оставшиеся без надзора и корма, разбрелись по степям, перемерзли или были истреблены. С потерей своего состояния, результата 50-летней деятельности, я примирился, — писал уже ставший глубоким стариком Четвериков, — но уничтожение сибирского овцеводства — это рана, которую донесу открытой до своей могилы«.

После Революции 1917 года Сергей Иванович был арестован, отправлен сначала в Богородскую тюрьму, а в начале 1919 года даже провел несколько дней в камере смертников на Лубянке в ожидании расстрела, но был освобожден. Дочери Марии Сергеевне Четвериковой в 1922 году удалось добиться разрешения забрать отца в свою семью, жившую в Швейцарии.

photo (12)В своих воспоминаниях Сергей Иванович напишет: «Декретом 28 июня 1918 года Городищенская фабрика была национализирована, т.е. признана государственной собственностью, и наложено запрещение на мои денежные средства, которые в свое время я счел себя обязанным оставить в деле, дабы не ослаблять его. Таким образом, материальная связь между мной и Городищенской фабрикой ныне прервана. Но никакие декреты не могут вычеркнуть моего имени из жизни и истории Городищенской фабрики, равно как не может быть вычеркнута Городищенская фабрика из моей жизни, все лучшие силы которой ушли на ее создание».

Незадолго до смерти он написал и переправил из Швейцарии в Москву записку на имя председателя  ВСНХ В.В. Куйбышева с предложениями по восстановлению отечественного мериносового овцеводства, но никакого результата послание не имело. Это свидетельствует о глубокой любви к Родине, которой Четвериков желал процветания, несмотря на непримиримые политические расхождения с большевиками.

Сергей Иванович Четвериков умер в 1929 году в Швейцарии, не много не дожив до своего 80-летия. Жизнь таких выдающихся русских промышленников и благотворителей, как Четвериков, должна служить образцом и для нынешних отечественных предпринимателей, перед которыми стоит труднейшая задача экономического возрождения страны. Забота о своих сотрудниках, отношение к качеству и репутации, служение своей стране, социальная ответственность и творческий подход к предпринимательству – всему этому можно поучиться у Сергея Ивановича Четверикова, русского промышленника, почти полвека трудившегося на благо отечественной индустрии.

Литература:

Четвериков С.И. Невозвратное прошлое. М., Издательство «Территория», 2001

Материал подготовлен при поддержке Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей