Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Корпоративная социальная ответственность – мода или тенденция?

Natalya Khonyakova - portrait

Наталья Хонякова,
именной профессор ОАО «Северсталь»,
Европейский университет в Санкт-Петербурге

«Корпоративная социальная ответственность» – тема далеко не новая. Уже несколько десятилетий назад ряд видных исследователей общества и бизнеса прогнозировали «великую трансформацию» бизнеса – вспомним хотя бы «многоцелевую корпорацию» Олвина Тоффлера, который утверждал, что развитие технологий и нарастание социокультурных изменений заставят крупные корпорации превратиться из чисто экономического в социально-экономический институт. Оправдывается ли сегодня этот прогноз? Скорее да, чем нет.

В сложной экономической ситуации вопрос о социальной ответственности бизнеса приобретает особую остроту. Необходимость ориентировать компании на сбалансированность социальных и экономических целей сегодня обсуждается в России и за рубежом не только в сетях общественных и экспертных организаций, но и на уровне правительств, становится одной из центральных тем ведущих международных площадок, таких, как Мировой экономический форум. Формируется система международных стандартов корпоративной социальной ответственности и отчетности, Свою «Социальную хартию» сформулировал российский бизнес. Публикуются рейтинги, которые ставят своей целью оценить социальный вклад крупного бизнеса, стимулируя конкуренцию в этой сфере. «Спрос» на корпоративную социальную ответственность достаточно активен, и бизнес, в первую очередь крупный, так или иначе реагирует на него, развивая программы социальных инвестиций, программы в сфере охраны окружающей среды.

Конечно, нельзя не видеть, что контуры новой, «социально ориентированной» корпорации пока недостаточно отчетливы, и многое здесь остается спорным. Практика включения социальных ориентиров в стратегию развития компаний и включения нефинансовых показателей в корпоративную отчетность носит пока экспериментальный характер. Организационно-структурное оформление менеджмента в сфере социальной ответственности также представляет собой пока поле творческого поиска – каждая компания решает этот вопрос по-своему: где-то это – сфера полномочий департамента управления персоналом, где-то – управления рекламой и PR, где-то региональной политики…

И все же очевидно, что к поиску решений в этой сфере бизнес подталкивают не только внешние обстоятельства. Современная корпорация становится внутренне все более сложной, а ее границы – все более подвижными и прозрачными. Внедрение новых информационных технологий позволяет выносить отдельные функции за пределы компании. Одновременно в сферу охвата корпоративных политик и стандартов все чаще включаются «посторонние организации» – поставщики и подрядчики. Развиваются многосторонние альянсы – реализуются проекты с участием государства, местных сообществ. Все это неизбежно заставляет компании осваивать науку взаимодействия с широким кругом «заинтересованных сторон», выстраивать баланс интересов. Эти процессы постепенно наполняют лозунг «корпоративной социальной ответственности» реальным содержанием. Но, если Олвин Тоффлер окажется во всем прав, то само это понятие может стать излишним: социальная ответственность станет просто составляющей нормального бизнеса.