Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Основа развития национальных предпринимательских отношений в России

1

Петр Базунов, Генеральный директор компании «Дилор» (г. Санкт-Петербург)

Православная культура исключительно важна для сохранения самобытности русского народа, его традиционной, духовно-генетической заданности. Русская национальная культура дает широкую основу для личного творчества каждого человека. Сама по себе культура (вещественная ее часть) создается актами творчества людей. По сути, чем более активен народ в свободном самовыражении, тем более богатой оказывается его культура и тем более значимым остается его культурное наследие.

У Православия, как у вероучения, есть важное преимущество – оно не призвано ограничивать личную свободу человека некими церковно-религиозными догматами, как иногда приходится слышать поверхностное мнение далеких от него людей. Напротив, православие призывает человека к личной духовной свободе, и создает ему соответствующий образ мысли и настраивает его на образ жизни, способствующий поиску этой свободы в себе самом. Это всегда индивидуальный творческий путь. Очевидно, что говоря современным языком, речь идет о свободе от животных по природе, спекулятивных, эгоистических желаний, зарождающихся в каждом из нас и мешающих нам усматривать полезное содержание, чувствовать и выражать любовь в том, что мы делаем. Эти деструктивные желания уводят нас в сторону и порою мы проживаем годы бессмысленно, в душевной рассеянности. В этом смысле Православие можно условно представить, как учение о чистоте и искренности помыслов, дающее каждому из нас возможность бесконечно духовно совершенствоваться, концентрируясь на том, что необходимо для активной творческой жизни. Это вообще-то основа для человека, жаждущего чистоты и правды в отношениях с людьми, придерживающегося сути произносимых слов, и стремящегося к высшему смыслу во всем, что он делает. Сами события, описанные в Евангелиях, представляют собой пример высочайшего личного подвижничества для каждого христианина. А без активной индивидуальной творческой жизни человека, нарождение и развитие культуры в обществе будет происходить медленно или станет вообще невозможным.

Каким образом православие служит основой для сохранения народа?

Христианство в целом, но православие в особенности должно служить нравственно-идеологической основой для воспитания человека с «обновленным религиозным, нравственным, гражданским, хозяйственным и собственническим укладом» — цит. И.А.Ильина. О необходимости воспитания в себе такого уклада писал еще Иван Ильин. Речь идет о развитии сознания. В противном случае мы будем всегда топтаться на месте. Многие известные мыслители, в том числе 20 века угадывали, что именно образ мысли людей создает условия для возникновения специфических проблем, и, желая их преодоления, мы должны выводить себя на новый уровень сознания – обновляться, очищаться и углубляться внутренне. Цельнее смотреть на мир, сознавать себя его частью. Что это значит?

Современные экономические отношения можно уже считать условно развитыми, и, в дальнейшем, по мере роста объема знаний человечества, они будут только усложняться, усиливая специализацию. Идея выбора жизненного пути, профессии, будет также усиливаться. При этом, личное творчество или создание уникального продукта есть важнейший аспект любой профессии. Любые профессиональные отношения людей не могут достигать успеха, если они будут осуществляться посредством, так называемых, спекулятивных сделок. Строго говоря, спекуляция – это антология творчества. Каждый раз, когда в сфере профессиональных отношений один из участников пытается нажиться за счет неграмотности или некомпетентности другого, или использовать подходящий момент для сокрытого обмана или совершает иные схожие по смыслу действия – этот участник размывает здравую и взаимно полезную суть таких отношений. Он совершает спекуляцию или не совершает творчества. Каждая такая сделка, а все без исключения деловые отношения между людьми всегда состоят из сделок разного рода, будет наносить ущерб отношениям. Это происходит абсолютно в любой профессии. Зачастую, отношения людей становятся настолько капиталистическими, что взятые от клиента деньги вообще не стимулируют взявшего выполнить необходимую от него работу. Напротив, он уже готовится кое-как сделать что-то и попросить следующую оплату, так как процесс заработка имеет для него гораздо более существенное значение, чем та польза, которую он мог бы принести в обмен на оплату. О пользе он уже не думает… Если не получается заработать еще раз на том же обманутом покупателе, такой «делец» все равно не исправит своего отношения к нему. Вместо этого, он пойдет искать другого покупателя. Это обычный временщик, которого тоже называют бизнесменом.

Очевидно, что самой подверженной спекулятивным сделкам сферой профессиональной деятельности людей является сфера предпринимательства. Эта же сфера является самым главным источником роста экономики страны. Сфера предпринимательства, по сути, представляет собой сферу торговли, где воспроизводство прибыли, есть самоцель. Предпринимательство служит индикатором общественного сознания людей и их внутренней свободы (зрелости). В этой сфере каждый участник действует без принуждения, он свободен устанавливать любую цену за свой товар, а если же он покупатель, он свободен выбирать, что и где покупать. Закон охраняет такой порядок вещей, потому что без прибыли коммерческое предприятие не может существовать. Все это понимают. Но в этой сфере также существует возможность для творчества. При заключении сделок необходимо следовать принципу взаимной целесообразности с твоим покупателем. Эту целесообразность нужно стараться найти прежде, чем предлагать кому-то что-то покупать. Это творческий процесс. Для этого требуется общение с покупателем, в ходе которого важно уметь правильно понять его потребности, сформулировать их, и найти способ их удовлетворения с использованием имеющихся у тебя ресурсов. Если у тебя нет таких ресурсов, то лучше не вступать в отношения. Общение может протекать в условиях взаимного доверия только тогда, когда стороны отказываются от лукавства и используют откровенный и прямой стиль диалога, лишенный всякой попытки произвести впечатление. Найдя разумное зерно для начала построения отношений, а именно – некое поле для улучшения не просто своего дела, дела своего партнера, но и, что немаловажно для русского сознания, завидев возможность пользы от сделки и обществу, в котором оба они живут, эти партнеры могут начинать совместно работать. Каждый из них должен быть готов к самоотверженности в вопросах достижения оговоренных целей сотрудничества. В выполнении каждым взятых на себя обязательств будет состоять смысл сотрудничества. Соответствие и даже превышение ожиданий от тебя твоего покупателя (или лучше сказать – партнера) есть то, к чему необходимо стремиться.

Почему творчество в профессии имеет право быть свойственным русскому человеку? Дело в том, что, во-первых, в нашем обществе НЕ капиталистическая нравственность! Строго говоря, нравственность вообще не может быть капиталистической. Для нас мало иметь образ кредитоспособного добропорядочного человека, чтобы стать «близким по духу» русскому характеру. Чистый капитализм действует на нас, как чистый спирт – пьянит и убивает одновременно. Для нас требование нравственного образа действия есть требование самопожертвования. Самопожертвование означает в русском этосе высший нравственный закон. Однако, основанием самопожертвования является бессмертие души (корень христианского учения). Это трудно напрямую применить к деловой сфере отношений. Поэтому самопожертвование в профессиональной сфере должно выражаться несколько иным способом, а именно в самоотверженности и принципиальности выполнения своей роли, в служении, в стремлении превзойти себя. Или, говоря простым языком, беря плату, мы обязаны отрабатывать ее! Деньги для нас не плохо, только когда наша совесть говорит нам, что мы их отработали. Это иррациональный взгляд, я согласен, но себя надо стараться слышать иначе мы начинаем лицемерить, нарушая основу христианства! К примеру, от фирмы не требуется пожертвовать собой, она не имеет души, как есть созданная человеком временная организация. Но от такой организации требуется выполнить однозначно качественно и понятным образом все взятые на себя обязательства. В сущности, организация нужна рынку, если она адекватная, технологически обеспеченная и финансово устойчивая, так как в ней есть ресурсы для решения серьезных задач. Значит, она будет востребована. Это же относится и к отдельному человеку. Мера компенсации трудом полученных денег – это всегда индивидуальная мера. Чем меньше в нас такого желания, тем менее зрелые мы люди. Но приучая себя отрабатывать плату, стремясь к этому и приучая себя стремиться к этому, мы перестаем говорить о необходимости нравственности, но начинаем воспитывать ее в себе пошагово и становиться при этом индивидуально успешными! В нашей культуре это ценится и стимулирует бизнес, как нигде еще. При этом, стремление к отработке, удовлетворение своей совести – есть воспитание совести в себе, и есть то, что называется трудовая «этика». Не нужно говорить, что именно воспитание трудовой этики и было многовековой и почти нерешаемой проблемой русского народа, всегда находившегося в культурной зависимости от более успешной западной Европы. Хребтом этого воспитания, как показывает практика, является апелляция к совести.

Во-вторых, в нашем характере имеет место быть и доминировать над родовым родством – родство духовное. Концепция дружбы и доверия очень развита в нас на подсознательном уровне. Эта исторически сложившаяся духовная основа отношений, получившая для нас религиозную «оправу», может и должна служить не препятствием, а фундаментом для построения наших же профессиональных отношений. В отличие от общепринятого подхода к любому делу, как к безликому временному предприятию, где нет места разного рода «сантиментам» и, потому есть место для жесткости по отношению друг к другу, а значит, есть место только для удачи, мы должны учиться дорожить доверием друг друга. Не обман, но польза должны рождаться в условиях совершения сделок в нашей культуре. По крайней мере, мы должны к этому стремиться и учиться этому заново. Натиск, обман, агрессия – это элементы деловых отношений, сутью которых является, как правило, совершение выгодных только себе сделок. Каждая такая сделка есть акт эгоизма и лжи. В западно-европейской культуре это результат индивидуализма, идеи личного успеха и рационализма, выращенные на протестантской основе. Спросим себя, зачем же мы так делаем? Чтобы заработать, как они? А что завтра? Получится также заработать? Уже нет. Ведь каждый такой акт, во-первых, нарушает доверие, а во-вторых, как вкус временной победы, ослепляет и укрепляет вредную привычку продолжать так делать. В наших условиях это привело к укреплению ранее нарождавшейся культуры временщиков, и теперь приводит к постепенному обнищанию целого народа. Это закономерно. Это происходит, потому что такая форма отношений просто чужда ему самому, его же ценностям, его исторически сложившемуся характеру или этосу. Происходит внутренний конфликт несоответствия психологических черт фактически навязанному образу действий. Это как делать экстраверта из интроверта и наоборот. Многие сферы наших деловых отношений, в том числе и частный сектор промышленности, где происходят сделки между частными предприятиями, не просто плохо развиваются, но даже стагнируют. Предприятия различных отраслей, например, упаковочной, пищевой, и розничной торговли просто не умеют взаимодействовать и пытаются грабить друг друга. Происходит падение качества и ухудшение финансовых показателей этих компаний. Перечислять все трудности последних лет не имеет смысла, так как они и так хорошо заметны. Можно только сказать, что наша реальная промышленность почти не оказывает влияния на ценность нашей валюты, что означает, что производственный сектор слишком мал и неустойчив. За почти 20 лет работы предпринимателем в России я заметил, что в нашей культуре гораздо действеннее не обманывать, но апеллировать к совести во взаимоотношениях с людьми. Этот язык сложен, но понятен именно в нашей культуре. Это и есть наш ключ к развитию сознания. Так мы создаем между собой условия для личного подвижничества в профессии, т.е. личного творчества.

Если рассмотреть, что есть творчество в процессе получения прибыли, то следует обратить внимание на условия ее возникновения. От кого ты получил деньги, за что именно, что ты сделал для того, чтобы у человека тебе заплатившего, потом не было ощущения, что он зря это сделал? Это очень существенный момент для построения деловых отношений. Если в западной культуре принято считать, что каждый, как личность, сам должен уметь постоять за себя и не дать себя обмануть, то у нас, хотя внешне происходит так же, но это все же только внешне. Мы злее реагируем на обман, хотя и более привыкли к нему. Доверие в наших отношениях исчезает сразу.

Укрепление смысла и ценностей православной христианской веры в нашем сознании должно осуществляться практикой профессиональных отношений. Основная идея учения, заключенная в творческом отношении к делу, которым человек занимается в жизни, в его пассионарном стремлении к правде, к искренности и простоте может и должна выражаться практикой деловых отношений. Мы не должны укрепляться в волчьем понимании бизнеса, наоборот, нам надо искать взаимной пользы. Мы не должны действовать на удачу, но должны действовать предсказуемо и конструктивно. Главное – сохранять доверие. Оно нам нужно. Свободное предпринимательство (продажи) на то и свободно, что дает неограниченные возможности для развития на практике навыков естественного общения, когда, как говорил Христос «пусть ваше да, будет да, а ваше нет, будет нет, а остальное от лукавого». Элементарно, развитие навыка называть «вещи своими именами» во время делового общения, открыто проговаривать детали, или осуществлять попытки оказываться полезным в тех или иных ситуациях в ходе работы, использовать для этого уже данные тебе ресурсы – это уже первые практические шаги для повышения своей ценности, а значит своей востребованности.

Мне видится, что православие уже оказало огромное влияние на формирование нравственности в русской культуре. Нам следует развивать теперь эти традиции и в профессиональных отношениях друг с другом, наполняя их смыслом и совершая в них личное подвижничество.

Автор: Петр Базунов