Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Ольга Черникова: «Валенок – средство коммуникации»

Olga portraitСегодня мы хотим рассказать об одном необычном проекте – «Мастерской Черниковых». О том, как создавался этот проект, чем он уникален, о ручном труде, валенках, Байкале, китайском чае, еловых коктейлях, а также о наших корнях и традициях мы беседуем с основательницей «Мастерской Черниковых» Ольгой Черниковой.

— Ольга, могли бы Вы рассказать, как Вы начали этот проект, как зародилась эта идея?

— Я как-то поехала к родственникам в Тамбовскую область, было прохладное лето, обула там валенки на босу ногу, стала ходить и поняла, какая это прелесть! Даже не помню, носила ли я валенки в детстве вообще. В них было летом не жарко, а комфортно. Я стала как-то на эту тему размышлять. Всегда любила удивить друзей подарками, сделанными своими руками, и тут подумала, какой хороший подарок – валенки, особенно если на них что-то еще вышить.

— Вы сами стали расшивать эти валенки?

— Да, стала вышивать, дарить, людям нравилось. Параллельно я ходила дома в валенках, обязательно на босу ногу, на себе все это апробировала и вдруг поняла, что больше не хочу с ними расставаться. Вместе с мамой мы занялись этой деятельностью. Мы начали как-то усовершенствовать колодку, вышивку, работать над дизайном валенка. Валенки делали родственники, а мы полностью участвовали в этом процессе с позиции дизайна. Это очень сложный процесс. Мне кажется, что вообще ручной труд – это живой организм. Почему везде ценятся вещи, сделанные руками?

stend_olya

Потому что это особая энергетика, душевное тепло. Потом мы постепенно стали делать подошву. Подруга делала одежду для Покровского собора (Собора Василия Блаженного), а мы делали валенки. Живя в Москве, я даже не знала, что Покровский собор не отапливается. Для работников собора мы сделали валенки с орнаментом. Все были очень рады. Кто бы мог подумать, что я буду делать валенки для главного собора на Красной Площади! Хотелось все время идти вперед. У меня есть такое ощущение, что хочется делать какие-то шаги, чтобы опережать время. Когда мы начинали делать валенки, многие не понимали, смеялись.

red valenkiblue teddy bear

valenki outdoorsvalenki selection

— В какие годы Вы начали свой проект?

— В начале 2000-го. Некоторые были в шоке, мнения разделились. Я считаю, чтобы достигнуть успеха, человек должен в этом жить. Валенки – это был не модный сегмент. Надо было об этом узнать все, я проводила исследования на эту тему. Когда я видела, что есть отклик, это мне давало силы. С 2009 года мы делаем цветную подошву, которую запатентовали, есть свои секреты. Чем уникален этот продукт? Многие говорят, что вышитые валенки – это арт-объект, а я считаю, что это прежде всего здоровье, исконно русский наш продукт, который обусловлен местоположением нашей страны, ведь у нас холодно. Помимо того, что он греет, он лечит и очень приятно, что даже выступает таким средством коммуникации. У нас был даже такой слоган: «Валенок – средство коммуникации». Люди дарили валенки друзьям, детям, начальству, и было приятно видеть восторженную реакцию, что каждый подарок имел какую-то обратную связь и отклик. Это было наверное оправдано временем. Мы как-то все отвергли сначала, а потом стали обращаться к своим корням и традициям. Мы внесли в валенок нотки современного и прошлого.

various products

— Насколько я понимаю, в Вашей мастерской вы занимаетесь не только валенками?

— Т.к. валенок имеет сезонный характер, то надо было искать другие возможности заработка, когда сезон прошел. Эта деятельность переросла в бизнес. У меня была большая коллекция старинной одежды, я также коллекционировала Гжель, бересту, предметы быта, и постепенно это вылилось в новое направление. Мы стали делать подушки с гречихой, лавандой, варить варенье, стали одежду шить. У меня накоплено много старинных тканей, в том числе из конопли, очень прочные, экологически чистые, раны заживляющие, холод держат. Мы стали делать из них полотенца, подарки. Уже получилась целая мастерская, которая делает очень много. Мы долго сидели в помещении на часовом заводе, даже участвовали в программе Правительства Москвы «Ночь музеев», к нам приходили, как в музей. У нас с детства ощущение музея, в котором ничего нельзя трогать, а у нас наоборот, все можно было потрогать, померять. Было замечательно. Через какое-то время в Новоспасском монастыре появился интерактивный музей. У нас там погреб и такое музейное пространство, где можно все посмотреть, потрогать, примерить. Мы проводим там мастер-классы по хлебу, рассказываем, как делать еловый коктейль, солить капусту, квасить огурцы.

store at the monasterym_kl_monastir

jamselovy coctail

— Еловый коктейль – это какие-то старинные рецепты?

— Нет, это наша находка, мы сами его придумали. Недавно я смотрела исторический фильм, и видела, что люди, оказываясь в экстремальных условиях, ели еловые веточки и этим спасались. Ель – это иммунитет, здоровье. Смешав с водой, медом и лимоном, мы получили такой хороший напиток, который заменил бы и потеснил бы какие-то напитки (понятно, мы на «Кока Колу» не претендуем – как можно сломить такой бренд!), но это может быть как квас – продукт нашей природы.

masterclass

— Что еще Вы предлагаете своим посетителям?

— Мы проводим детские мастер-классы по работе с войлоком, рисованию на деревянных предметах и многое другое. У нас там красивый погреб, где много варений и солений, показано, как это все хранили. Это может быть интересно и детям, и взрослым – кто-то вспомнит детство, кто-то что-то новое узнает.

valenki

— Почему Вы занимаетесь именно этим делом?

— Мне кажется, что всегда нужно находить такое дело, которое поможет сохранить гармонию внутри. Надо любить людей, жизнь и пытаться приспосабливаться к тем условиям, которые есть. Я человек уже взрослый, и жила при другом нашем строе, но мне очень удивительно, что есть люди, удивляющиеся обычным вещам — красоте, которая есть вокруг нас, которая есть в нашей природе! Мне кажется, что нам начать надо каждому с себя. У нас огромная страна, столько всего красивого. У нас не хватает сервиса, может быть не везде чисто, аккуратно и приветливо, но если мы не начнем ездить по стране, то это никогда не сдвинется.

masterskaya interioir

— Как Вы считаете, в чем социальная миссия Вашего проекта?

— В образе жизни, в том, что мы одной рукой зарабатываем, другой вкладываем в развитие именно визуальной картинки. У нас есть огромная коллекция того, что мы не продаем – например, старинных рушников, которые мы стали оформлять в багеты. Есть уникальные вещи. Мы много делаем для выставочного пространства. Мы вкладываем в пополнение коллекций, мастер-классы, благотворительные вещи, оформление пространства везде, где мы находимся.

children making teachayniy_stol

the teambread

Мастер-классы, общение – это самое главное, без традиций и культуры страна умирает. Их надо возрождать, о них надо рассказывать. Мы много внимания уделяем чаю, мы даже придумали такие русские чайные церемонии. У большинства людей представление такое, что если травы, то это травы из аптеки. Почему-то Китай красиво из этого придумал картинку, весь мир пьет китайский чай, например, все пьют молочный улунг, а это на самом деле химия чистой воды! 2 года подряд я была на конференциях в Китае и тот чай, который продается у нас в магазинах, совершенно не тот, который мы покупали в Китае у маленьких производителей. Можно спокойно пить чай с листьями черной смородины, можжевельником, малиной, и липой. И мы тоже можем рассказывать, как все это красиво и как чудесно пахнет, из этого тоже можно делать целую историю. Это тоже наша культура, которая нас объединяет. Например, земляника, которая не сравнится ни с каким запахом!

Baykal May06 630Baykal May06 673

Я в свое время была на Байкале и всем очень советую хоть раз в жизни там побывать. Это дорогое удовольствие и даже какой-то экстрим, но когда ты видишь эти краски, эту воду, которую можно пить, нерп, потрясающую рыбу — это невозможно описать, тебя переполняет гордость! Ты понимаешь, что у нас такая огромная и потрясающая страна. Когда я приехала на Байкал и стала собирать травы, надо мной все подшучивали. Мы каждый вечер заваривали чай. Потом каждая семья увезла с собой байкальские травы. Для меня это была маленькая победа, потому что я всех заразила этим. Чабрец байкальский и подмосковный – это совершенно разные вещи. Такого запаха, как у дикой малины и черной смородины, я не встречала больше нигде. Мне кажется, нам надо об этом говорить.

teas

— В чем Вы видите выход для России как страны в целом?

— Сейчас настало время, когда мы должны возвращаться обратно, вспоминать наши корни, истоки, кто где родился, кто что ел, сеял, выращивал, чьи родители что делали, у кого какие корни были. Когда я была маленькая, было все ясно – пионер, комсомол и пр. Когда я первый раз поехала за границу, всегда с гордостью говорила о России. Мы пьем чай с травами, едим мед с облепихой — это тоже культура, о которой мы можем говорить немцам, англичанам, китайцам, кому угодно. Можем рассказывать, какая у нас есть красивая роспись. У нас есть очень много традиций, чем мы можем гордиться, огромный пласт культуры, который многонационален, мы все каким-то образом общались, уживались, дружили, были одной большой страной. Мне хотелось бы, чтобы у нас было объединение всего, но прежде всего через культуру. Как раньше было? Все собирали ягоды на участке, потом вместе варили варенье — было объединение людей, семьи, друзей. Почему мы должны есть соленые огурцы производства Китая или Вьетнама? Нам надо рассказывать, какие у нас замечательные квашеные яблоки, помидоры, как хранить бруснику и клюкву, ведь можно просто лечиться народными способами! Молодежь должна это знать. Наверное здесь важна традиция и воспитание семьи, духовности. Мы должны это развивать и ценить, а у нас пропадают сорта капусты, картофеля, замещаются импортными сортами. Есть хорошая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Нам тоже надо стараться пригодиться там, где мы родились и быть всем поближе к земле, это бы многое изменило. Конечно, никуда не деться от интернета, планшетов, телефонов, соц.сетей. Тем не менее, когда ты испек для своей семьи хлеб, сварил варенье – от этого совсем другой отклик! У нас много хороших традиций, старых проверенных рецептов. Была подмена ценностей – например, валенки было немодно носить, но эта ситуация тоже меняется, и мы рады участвовать в этом процессе. Надо быть ближе к нашему родному, в чем мы выросли, попытаться взять из прошлого все самое хорошее и каким-то образом сочетать это с современным. Это как раз то, что мы и стараемся делать в своей Мастерской. Сочетание современного и прошлого дает такой хороший резонанс, живой и теплый. Только зная и любя свои корни, у нас есть будущее.

Материал подготовила Иванова Дина.