Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

О поступках, элитах и внутренней (не)свободе

P-Bazunov

Петр Базунов, Генеральный директор компании «Дилор» (г. Санкт-Петербург)

Первое, что мы должны начать делать для сохранения себя самих, как географически очерченной страны, как нации и государства, прежде всего, мы должны постараться найти в себе силы совершать поступки. Это потребует от нас ежедневных усилий, для которых у нас уже есть все условия и предпосылки. Это непростой и тяжелый процесс самовоспитания, но он неизбежен.

Оглянитесь вокруг… Мы должны признать, что мы сами создаем условия для роста напряженности в нашем обществе. Мы не способствуем друг другу, но скорее мешаем. Вера останется для многих из нас мистикой, а Евангелие непонятым по сути, если мы будем говорить о заповедях Христовых, об их важности, о том, что у нас есть шанс возродить Россию, но не будем проникаться их сутью, т.е. тем главным сообщением, которое несет в себе христианское вероучение. Делать это, проникаться, надо практическими шагами в нашей жизни – поступками воли, искренности, помощи ближнему, поступками аутентичности – естества, адекватности в общении и в мыслях! Пока этих шагов нет – ничего не изменится вокруг каждого из нас. Шаги эти можно совершать, как в профессиональной сфере, так и во всех других аспектах жизни.

Давайте рассмотрим это на примерах… Неизвестный мужчина около 25 лет, проходя мимо молодой девушки, идущей вечером по немноголюдной улице большого города, поравнявшись с ней, наносит ей кулаком удар по голове. Она падает, он несколько раз ударяет ее ногой, затем снимает с нее дамскую сумку и быстрым шагом удаляется. Несколько одиноких прохожих увидев произошедшее нападение, не подходят к лежащей, но обходят ее, проходя мимо с любытством рассматривая, жива ли она. Проходит несколько минут, но никто не пытается ей помочь. Никто не пытался также задержать грабителя.

Тем временем, завидев это все с балкона один из жильцов соседнего дома, выскакивает на улицу, чтобы помочь ей. Уже слишком поздно, чтобы остановить грабителя, но еще не слишком поздно, чтобы помочь девушке. Видя, что она приходит в себя, жива и пытается встать, он помогает ей и звонит в скорую помощь. Оператор скорой помощи не может понять, в каком районе города произошло событие. Оператор не знает названия улиц, не может расслышать название района, в итоге он перебивает и раздражается на звонящего. Тем временем, увидев вдали случайно оказавшуюся машину скорой помощи, которая паркуется около другого дома, человек прерывает бессмысленный разговор с оператором и почти несет раненую молодую женщину к этой машине.

Дойдя до машины, он просит водителя открыть дверь и впустить потерпевшую. Водитель отказывается, говоря, что врачи поднялись в дом, а у него самого нет полномочий подбирать «кого-попало». По настойчивости человека он все же уступает и открывает дверь, удивляясь почему человек не вызвал другую скорую помощь. В итоге девушку сажают внутрь кареты, где она сидит и закрывая лицо руками тихо плачет. Пришедшие с вызова врачи брезгливо осмотрели избитую, залитую кровью, перемазанную уличной грязью женщину. Один из них видя у нее выбитый глаз и перебитую переносицу, резко нажимает ей двумя пальцами с боков в область носа. Он хотел проверить степень перелома. Девушка застонала от боли, на что врач сказал ей, что ей нечего было ходить вечером, и что она, скорее всего, пьяна, потому и осталась жива – люди в состоянии алкогольного опьянения менее подвержены последствиям травм. С видом людей, которым испортили вечер, врачи скорой помощи согласились забрать ее в больницу…

В этой истории хорошо видно, как человек, на которого было совершено нападение, не испытал ни капли сочувствия от тех, от кого имел полное право его ожидать и, более того, претерпел от этих людей унижение. Несчастная, избитая и ограбленная женщина оказалась в ситуации, когда никому до нее не было никакого дела, хотя было несколько очевидцев произошедшего. Никто не стал свидетельствовать за нее впоследствии.

Этот случай постепенно забылся, как заурядный. Через несколько недель родители девушки разыскали того человека. Они рассказали ему, что их дочь была простой официанткой в кафе. Она, вчерашняя студентка только начавшая работать, шла домой со смены и радовалась первому заработку, который у нее и отняли. На ее месте мог оказаться кто угодно, и не известно, вступился бы кто-нибудь за него или нет. Эта девушка выздоровела. А что она могла бы знать об обществе, в котором она родилась, если бы ее так и оставили лежать в грязном талом снегу на обочине дороги до тех пор, пока она сама не добралась бы до ближайшего магазина или метро, если бы вообще осталась жива? Что она расскажет своим детям? Что так бывает в жизни? Что это вообще вся Россия такая? Может нет, а может и да. Но кто ее осудит теперь, ведь у нее уже есть опыт…

Или вот еще один пример… Перед началом публичного показа фильма демонстрируется реклама коттеджного поселка. Суть рекламы — предложение купить большой и богато выполненный индивидуальный жилой дом. Вся реклама сопровождается музыкой в классических тонах, излучает роскошь, где для пущей элегантности главный персонаж – мужчина около 40 лет – представлен в обществе молодой жены, одетой в вечернее платье. Утро он начинает сразу в костюме с того, что прощается с женой и провожает маленького сына на машине в школу, на фасаде которой написано President School (президентская школа). После этого мужчина едет на работу на заднем сиденье роскошного автомобиля, развернув деловую газету и немного зашторив окно. Тут же вечером он и она ужинают в ресторане и следующий кадр – они уже сидят дома, обнимаясь на диване у большого красивого камина. На этом рекламный ролик, излучающий покой превосходной жизни, заканчивается предложением попробовать вкусить эту жизнь и стать, соответственно, другим – избранным.

Что за чувства этот сюжет разжигает, чему он учит, чем привлекает? Целевая аудитория – россияне, так как ролик снят на русском языке. Очевидно, что в нем содержится призыв купить представленный дом в данном поселке. Название поселка звучит по англ. Мы не вправе осуждать тех, кто снимает подобные ролики, так как эти люди правы в том, что подобная реклама возбуждает в нас интерес к их продукции. К сожалению это не единственный случай, но типичное явление, когда слово «элитный» используется у нас как еще один стимул к продаже. Маркетологи понимают, что россияне сами создадут себе элиту из ничего. Что за темные силы живут в нашей душе, что нам так необходимо иметь ее в своем обществе? Что она собой представляет в нашем понимании? Не продукт ли это все того же явления – внутренней личной несвободы, которая так по-разному проявляется в двух описанных выше примерах? Несвободы, которую мы сами в себе обнаружили и потакаем ей, укрепляя ее в себе соответствующими действиями. В одном примере мы имеем нежелание ни во что не вмешиваться, в другом – мы имеем тайное стремление приобщиться к господской жизни. Нежелание брать на себя ответственность соседствует с желанием видеть себя не на равных с кем-то, но выше остальных. Это опасный симптом «рабства» и его причина делает нас во многом неуспешными, а иногда и не счастливыми людьми.

В каждом обществе есть внутренний психологический вопрос: Господин и раб – кого в человеке больше? В каждом обществе существует свой баланс, который обязательно влияет на успешность общества, на качество жизни в нем. Но почему мы допускаем, что в нас внутренней несвободы так особенного много?