Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Перспективы развития и альтернативные стратегии КСО в Российской Федерации

Kostin-portrait-1

Костин Алексей Евгеньевич,
Исполнительный директор НП «Корпоративная социальная ответственность — Русский Центр», к.э.н.

В настоящее время Российское государство находится на временном перепутье определения путей дальнейшего развития стратегий и политик КСО и устойчивого развития. По какому пути пойдет государственное регулирование в данной области во многом будет зависеть от принципиального выбора общей модели экономического развития в условиях фактической рецессии и возможного структурного экономического кризиса. Ресурсная модель экономики России себя полностью исчерпала: темпы роста производства падают, несмотря на рост мировых цен на нефть и газ и оживление экономик Северной Америки и Европы. Приведем наши экспертные сценарные прогнозы возможных путей развития КСО в России при выборе того или иного варианта государственной экономической политики.

Инерция. При инерционном варианте развития КСО в России произойдут незначительные изменения в сторону постепенного небольшого роста охвата этой прогрессивной системой количества крупных российских компаний. Это будут в основном компании, имеющие объективно большую зависимость от местных и региональных властей (местного властного и общественного социума), а также те из них, которые будут выходить на зарубежные фондовые рынки, где открыто и доказательно демонстрировать свою «социальную и экологическую ответственность» уже фактически становится обязательным с точки зрения делового сообщества в целом. Эти компании также будут внедрять современные системы КСО и социальной отчетности, но в рамках лишь «достаточных» для решения своих задач в регионах и на фондовых биржах, не более.

Рантье. При активной государственной политике по «раздаче» финансовых и иных ресурсов социально незащищенным или выбранным по определенному принципу слоям населения, российские компании также неминуемо будут вовлечены в этот процесс, что явится дополнительным бременем для их финансовой устойчивости и развития. Как и во многих случаях ранее, «раздача денег» будет проходить несистемно, в соответствии с приоритетами и пожеланиями властей разного уровня. Качественному развитию КСО компаний при этом это фактически не будет способствовать, скорее наоборот. Поскольку восприниматься такая «благотворительность» будет однозначно в качестве еще одного вида дополнительного налога «на социалку». Отношение же компаний к действительно системному развитию КСО при этом будет «по остаточному принципу»: ведь оценят лишь объем их «помощи», а не комплексную социальную ответственность во всех трех взаимосвязанных областях: экономической, экологической и социальной.

Мобилизация. Мобилизационный вариант развития КСО мало чем будет отличаться от варианта рантье. Тот же руководящий курс, но уже «сильного» имперского государства, только приоритеты наверняка с социального развития страны будут смещены на инфраструктурные, военные и общегосударственные. В этом случае давление на российский бизнес, возможно, будет даже и выше по объему «добровольно» отчисляемых средств и выдержать такую нагрузку, скорее всего, смогут далеко не все компании. В зависимости от нормы прибыли в различных отраслях появятся компании «более патриотичные» и «менее патриотичные», хотя на поверку у «более патриотичных» появится большой соблазн нелегитимного ухода от налогов в надежде, что благодарное государство закроет на это глаза. В результате вклад бизнеса в мобилизационные проекты, возможно, и будет расти, но налоговые сборы при этом, скорее всего, будут снижаться.

Модернизация. При этой стратегии с активной стимулирующей ролью государства развитие КСО российского бизнеса пойдет и «вглубь», и «вширь». При этом будет укрепляться как обязательная, законодательно предусмотренная часть КСО, так и расти ее добровольная часть, та, которая «сверх закона». Как и во всех развитых, а также во многих передовых развивающихся странах, российский бизнес быстро осознает выгодность равноправного партнерства с властью и гражданским обществом в социальной и экологической областях. Ведь это приведет лишь к повышению его корпоративной устойчивости и росту капитализации российских компаний, как внутри страны, так и на мировых рынках. Начнется настоящее соревнование бизнеса между собой и даже с зарубежными конкурентами за имидж и рейтинги «социальной ответственности». Российскому обществу в целом это принесет повышение качества и доступности товаров и услуг, реальную экологическую безопасность и все более растущие социальные инвестиции и благотворительные проекты со стороны корпораций.

Одновременно, должна существенно возрасти и частная филантропия. Если сегодня системой КСО количественно охвачено не более 2-3 %, пусть и крупнейших компаний страны, то в случае правильной государственной политики «партнерского стимулирования» количество компаний, придерживающихся современных стратегий устойчивого развития, КСО сможет охватить от 40% (сегодняшние США, Франция, Великобритания, Швеция, Дания, Финляндия, Бразилия, ЮАР, Австралия) до 70% (Япония) российских компаний, причем всех форм собственности и размеров: крупных, средних и малых. При этом моральное и косвенное стимулирование этого процесса со стороны государства будет более эффективным, чем любые новые административные рычаги воздействия. В данной области они часто бесполезны и контрпродуктивны, как показывает весь мировой опыт. Учитывая также богатые традиции и корни российской социальной благотворительности в XIX- начале XX веков, отечественные компании быстро выйдут на общемировой уровень КСО, но уже в его современном варианте – варианте устойчивого развития для бизнеса и для государства в целом.