Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Что означает «развитие сознания» и как это развитие происходит?

P Bazunov

Петр Базунов, генеральный директор компании «Дилор» (г. Санкт-Петербург)

Как писал в конце прошлого века один известный ученый, экономист и консультант Всемирного банка профессор Марио Каменецки (Mario Kamenetzky) в своей книге «Невидимый игрок» (The Invisible Player) сознание людей с древности проходило стадии эволюции, переходя из одной фазы в другую. Сперва, оно было архаичным (примитивным) сознанием разрозненных первобытных племен, потом более зрелым — мифическим/мистическим сознанием древних народов (например, греков), потом с появлением науки и христианства наше сознание становилось рациональным (таким, каким оно является сейчас). На заре своего появления религия не столько содержала в себе нравственности, сколько представляла собой то, с помощью чего объяснялись явления природы и физические процессы. Достаточно вспомнить древнегреческие мифы, содержание и смысл их историй: этики в современном ее понимании там не было вообще.

С появлением иудаизма религия обрела качественно новое содержание и стала «отвечать» в большей степени за этические процессы, и в меньшей степени сосредотачиваться на объяснении природных явлений. Религия сосредоточилась на самом человеке. Появилась основа для существующих и поныне правил жизни в обществе (заповеди Моисея). И только в Новом завете мы обретаем идею «Царствия небесного», как индивидуального пути к самому себе, к своей сути, как поиск содержания в собственной жизни и тем обретения бессмертия для своей души. В Новом Завете внимание обращается уже не на поступки, а на помыслы человека (например, см. гл. 5 Евангелия от Матфея). Принимая христианство, мы осознаем, что путь к святости надо начинать уже от собственных помыслов и спасения у Бога жертвоприношениями уже не получить. И эта идея видна еще ранее в «Покаянном» 50-м псалме Давида (… жертва Богу – дух сокрушенный), написанному задолго до прихода Христа и вошедшему в канонический православный молитвослов. С христианством появилось понятие, как пишет И. А. Ильин, «метафизического своеобразия человека». Науке при всем этом отдается предпочтение в объяснении причин всего, что происходит в материальном мире. Религии уже не отводится место в объяснении научных фактов. Однако, рациональность в поведении людей с тех пор проявляется повсюду: человечество отдает предпочтение разуму и научному подходу практически во всех аспектах своей жизни, что приводит к общему сокращению роли религии в ней. Теперь уже все не так, как было на протяжении сотен лет. Но проблема в том, что чем меньше присутствие религии в повседневной жизни, тем более снижается роль и заложенной в ней нравственности. Нищает нравственность и происходит опять возврат к началу, к тем общественным ситуациям, которые были нормальными, когда люди жили, в основном, по представлениям о нравственности Ветхого завета, а то и до него. Эти процессы «возврата» заметны каждому думающему и верующему человеку.

Я отождествляю нравственность с сознанием. Определенный уровень сознания проявляется в том, что человек может «видеть вдаль» только на определенное расстояние. Он может постичь умом причинно-следственную связь поступков и результатов только до определенного горизонта. Если его природа проста, то он живет в большей степени настоящим, не умеет терпеть и его потребности, выражаемые различными поступками, бывают настолько примитивны по своей сути и деградируют дальше, что если их проанализировать, то, как писал Ильин, можно ужаснуться, как близки они уже стали к самым простым животным потребностям. Неразвитое сознание приводит к недоразвитости и правосознания. Люди не понимают, что обкрадывая друг друга, они обкрадывают себя самих и еще глубже проваливаются в болото всеобщего бардака. Спроси любого простого русского человека, мыслящего себя в бизнесе, что для него бизнес, и он с большой долей вероятности скажет: «По больше заработать «бабок» и поменьше сделать, потому что так все делают у нас в России и ничего тут не поделаешь».. При этом человек может оказаться «глубоко верующим» по его собственному представлению, т.е. живущим в строгом соответствии с существующими церковными канонами христианского благочестия… Может также оказаться активным жертвователем… Как ни прискорбно, но я лично встречаю таких людей почти повсюду.

Развивается сознание только индивидуальным творческим актом, проявлением любви к личности человека в действии. Специально говорю «любви к личности» чтобы никто не подумал, что, например, эротической любви, полового влечения к кому-то достаточно, чтобы развивать свою личность. Индивидуальный творческий акт — это осознанный акт, акт любви, веры и разума, а не инстинкта. Хотя кто-то из отцов Церкви правильно сказал, что не познав любви к женщине трудно «перескочить» на следующую ступень и познать любовь к ближнему, и достичь потом полной и всеобъемлющей любви к Богу. Способность к любви тоже развивается, как и может развиться цинизм, как и можно и должно развивать в себе волю…

Таким образом, чтобы изменить свою жизнь человеку надо изменить своё представление о жизни, прежде всего. Ему нужно приготовиться углубить свои представления о том, что такое труд и творчество, профессия, успех, любовь и искренность. Если он набожный, то он должен освободиться от традиционного представления о своей жизни, как о некоем временном пребывании в материальном мире, который порочен по самой своей сути и потому достоин только презрения и отвержения. Ни мир, ни человек, как таковые, не порочны сами по себе изначально, но способность человека аналитически мыслить, помноженная на его общую со всем животным миром природу, при недоразвитой духовной и нравственной (личностной) составляющей, может сделать из него разрушителя, а не строителя. Весь неразумный животный и растительный миры как бы кем-то управляются дальновидно, рационально, с любовью и с помощью инстинктов, и с одной лишь целью — продолжение жизни во всех возможных ее формах и проявлениях. Мы же — люди — претендуем на самостоятельность выбора пути и полагаемся на свой разум. Разве не так? Но когда человек зная ограниченность своих физических возможностей верит в существовании высшей над ним силы, управляющей всем вокруг, когда он верит и чувствует, что кому-то свыше есть до него дело, когда он осознает свою индивидуальность и видит себя частью этого мира во всем его многообразии, то разве будет он видеть в этом мире только пошлость и будет ли стремиться его отвергнуть? Думаю, что нет. Если у него к тому же есть энергия, то он вероятней всего попытается что-то улучшить в нем вокруг, и совершит попытку личного творчества. Этим действием он и развивает своё сознание, выводя его на следующую ступень. Так и должно быть. Результат будет заметен не сразу, но на то есть воля и терпение..

Если говорить о том, какой была Россия до возникновения большевиков, то все сведения об укладе жизни русского народа и все соответствующие выводы почерпнуты и сделаны мною лично исключительно на основании прочитанных рассказов Н. С. Лескова, Салтыкова-Щедрина, В. А. Гиляровского, Гоголя и др. авторов. Так же статья Н. Н. Неплюева об «Историческом призвании русского помещика» хорошо дополняет образ жизни нашего народа до коммунистической революции. Кое-что можно вычитать и у И. А. Ильина. Я думаю, что и сама большевистская революция 1917 года стала возможной во многом от внутренней неслаженности, усталости и слабости своей собственной власти. Подобные перевороты случались и в Европе, например, в той же Англии воцарилась на время республика благодаря Оливеру Кромвелю еще в 17 веке. Поэтому я не могу согласиться, когда кто-то из традиционных православных людей говорит, что во всех бедах России виноват бездуховный «советский человек». Как раз образ «советского человека» у меня лично ассоциируется с высокой моралью, с волевыми качествами, с высоким духом, ответственностью и работоспособностью, а весь этот период – с развитой наукой, но не с ленью, алчностью и страстями. Сквозь «советского человека» тогда просвечивал образ обычного традиционного русского человека, но причиной краха СССР стало не одно только безбожие, но прежде всего комплекс внутренних экономических причин, приведший в результате к потере веры в коммунизм, и к еще большему разложению. Главным злом стало тогда ограничение и запрет частной собственности на средства производства, и отрицание предпринимательской активности.

Я считаю необходимым нам всем осознать, прежде всего, то, что нового русского человека необходимо заново создавать. Нам надо не в прошлом искать некий собирательный образ «русского богатыря» (тенденция к поиску такового в нашем народе существовала, по словам Н. Неплюева, еще в незапамятные времена), который будет символически обозначать наше русское самосознание (военная мощь и справедливость), а создавать новый образ творческого, созидательного, склонного к поиску и саморазвитию человека. Связью с нашим прошлым является наша православная вера, которая, как заметил русский философ Н. Я. Данилевский, тоже может развиваться, как учение, но одним лишь способом — не отрицанием прежних нравственных постулатов (т.е. не реформацией), но более глубоким раскрытием ее сути, отражением в ней новых реалий окружающего мира. Она должна быть, прежде всего, не оковами, а адаптированной основой для нарождения новых профессиональных отношений между людьми сейчас. Для этого в ней должно быть глубже и яснее раскрыто понятие личного творчества человека, его духовного жизненного акта, потому что мы каждый, как цветы, можем цвести только одним каким-то цветом, но зато ярче других и индивидуально. Главное найти себя в чем-то и с верою и любовью саморазвиваться в этом русле — плодоносить.