Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Деньги как индикатор духовных процессов

SizovПрофессор Владимир Сизов

Ректор Вятского социально-экономического института, Руководитель Вятского отделения Международной академии исследования будущего.

Часто можно услышать: «всё зло – от денег», или «деньги – это зло». Безусловно – это не верно. Сами по себе деньги не являются ни злом, ни добром. Зло и Добро порождается не деньгами, а отношением людей к ним. Роль денег в духовном мире в том, что они, как катализатор, усиливают, ускоряют духовные процессы в человеке и как индикатор показывают, что происходит в глубинах его души. Пожалуй, трудно найти другую вещь, которая воздействовала бы на человека подобным образом, отчего так важно развивать в себе правильное отношение к деньгам.

В современном мире все деньги являются либо виртуальными (электронные записи), либо символическими (например, «бумажные» деньги) не обладающими самостоятельной стоимостью и ценностью. Феномен «человеческого» выражается в полном доверии людей к символическим и виртуальным деньгам, как к некоему непреложному эквиваленту абстрактного блага. Эти представления являются не более чем бытовой верой, основанной на личном опыте людей, много раз получивших блага за такие деньги.

Однако личный опыт – вещь ненадежная, т.к. он приобретается в узком временном и пространственном диапазоне. Есть миллионы фактов, когда виртуальные деньги растворялись в одночасье в водоворотах кризисов или мошеннических манипуляциях. Не обладая всеми фактами, наш опыт с завидной регулярностью приводит нас к заблуждениям и неверным выводам. В случае с деньгами, рассуждение об их значении может, например, привести к выводу о том, что чем больше денег имеет человек, тем большими возможностями он обладает. В дальнейшем такие рассуждения могут привести к убеждению, что деньги дают могущество. Хромая человеческая логика «подсказывает», раз деньги дают могущество, значит, они этим могуществом обладают. Человек начинает верить в могущество денег, в их самоценность. Подобная вера далеко не безобидна. Воспринимая деньги как нечто, обладающее самостоятельным, независимым от человеческой воли значением и силой, мы наделяем их свойствами трансцендентной сущности, т.е. некоего божества. С момента, когда человек начинает относиться к деньгам как к самостоятельной, независимой от его воли и разума ценности, он начинает поклоняться не только Богу, но и мамоне – одушевленному воплощению богатства и роскоши. Но Иисус Христос предупреждал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24).

Конечно, у православного человека не должен возникать вопрос кого любить и кому служить. Ответ очевиден – Богу. Если же в ответе на этот вопрос у нас появляются сомнения или размышления, значит болезненных дух сребролюбия и стяжательства пытается одолеть нас и лучшее, что мы можем сделать – это отправиться на исповедь и причастие.