Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Сабине Сипунова, «MAMMU»: «Будьте гибкими, ведь сила социального предпринимательства заключается в его гибкости и инновационности»

Sabine portrait - 1Чем уникален латвийский социальный проект MAMMU? Как латвийские женщины, находясь в декретном отпуске по уходу за детьми, могут получить возможность заработка для своей семьи? Чем продукция MAMMU отличается от других компаний в индустрии моды? Почему известные западные дизайнеры сотрудничают с маленькой латвийской фирмой? Как удержать баланс между финансовой стабильностью и социальной миссией проекта? Об этом и многом другом мы пообщались с Сабине Сипуновой, Генеральным Директором компании «MAMMU» (г. Рига, Латвия).

Сабине, расскажите, пожалуйста, как начинался социальный проект MAMMU.

Нашу компанию основали два человека: латыш Андрис Рубинс и немец Фион Добин. Переехав в Латвию, Фион занимался социальными проектами, а также творчеством и дизайном. Однажды он услышал историю о сестре друзей, матери троих детей, у которой муж недавно погиб в автокатастрофе, и она, оставшись единственным кормильцем в семье, оказалась в очень тяжелом финансовом положении. Эта ситуация подтолкнула Фиона к мысли о том, что такие истории далеко не единичны, и наверняка, можно что-то сделать, чтобы помочь женщинам, оказавшимся в подобной ситуации. Фион обсудил эту мысль с Андрисом, и они решили открыть компанию. Начинали они всего с 500 евро стартового капитала.

Как давно была основана компания «MAMMU»?

Компания была основана в 2010 году. Первую коллекцию очень хорошо приняли, как сами мамы, так и пресса. Андрис и Фион подумали о том, что они могут сделать что-то, что объединит творчество и социальную миссию, и открыли свой бизнес.

the studio overallКак построен рабочий процесс? Как Вы работаете с женщинами?

Мы не создаем свой дизайн, но в то же время нельзя сказать, что мы просто отдаем дизайн на аутсорсинг. Неотъемлемая часть нашей концепции заключается в том, чтобы работать с разными творческими людьми. Как правило, дизайн продукта должен быть достаточно прост для женщин, чтобы ему можно было легко обучить и чтобы его легко можно было воспроизвести дома. После того, как прототип готов, мы связываемся с мамами через социальные сети. Мы находим женщин, которые хотят работать с нами над конкретным проектом, организуем семинар, где мы их обучаем производству конкретной модели. После того, как они закончили обучение, мы им выдаем материалы, и они дома работают над продукцией, wooden swingsкогда у них есть для этого время. Мы не берем их к себе на работу в полном смысле этого слова, но работаем с ними через так называемые микро-предприятия. Для нас эта форма очень удобна, т.к. мы можем легко проводить расчеты и вести всю необходимую отчетность, чтобы женщины получали все налоги и т.д. Мы покупаем у них ту продукцию, что они произвели, а маркетингом и продажами занимаемся сами.

Когда вы начинали, какова была реакция женщин к Вашему проекту? Как они восприняли саму концепцию?

Я тогда еще в компании не работала, но из того, что я слышала, реакция была очень положительная. Я знаю несколько мам, которые с нами до сих пор работают с самого начала. Учитывая тот факт, что компания была основана в кризисные годы, наш проект был очень востребован теми семьями, кто уже задумывался над тем, чтобы уехать из Латвии за границу, т.к. отец семьи потерял работу, но благодаря тому, что жена начала работать с нами, семья получила доход и смогла остаться в Латвии.

mothers at workВы могли бы подробнее рассказать о тех мамах, с которыми Вы сотрудничаете – работаете ли Вы с одними и теми же женщинами или это разные люди на каждом новом проекте?

У нас есть женщины, с которыми мы работаем уже достаточно долго, кто не только помогает нам с производством, но также оказывает помощь в обучении и т.д. В основном женщины специализируются на определенных продуктах и моделях. Мы делаем свои шарфы, но мы также производим продукцию для других компаний. В какой-то момент мы узнали, что на рынке есть реальная потребность в этом. Например, мы делаем некоторые модели с использованием техники макраме для некоторых компаний, занимающихся дизайном. У нас есть мамы, которые знают технику макраме, и для нее не нужна швейная машинка, что значительно упрощает весь процесс.

Сколько женщин сотрудничает с «MAMMU»?

На данный момент мы работаем с 12 женщинами и стремимся к тому, чтобы привлечь новых партнеров и увеличить это количество.

work progressКак они узнают о Вас?

Изначально, когда компания открылась, в Латвии проект хорошо освещался в СМИ, нам начали звонить. Сейчас, когда мы запускаем новый проект, мы объявляем об этом в социальных сетях. Кроме того, через друзей, знакомых, информация передается лично женщинами, которые уже работают с нами. Если новых проектов нет, а с нами кто-то связался и заинтересован в сотрудничестве, мы ставим их на лист ожидания для будущих проектов. Также общественные организации передают информацию о нас женщинам, оказавшимся в трудной ситуации.

Работать с людьми, которые не находятся постоянно на территории компании может быть достаточно сложно из-за разного подхода и отношения к работе. Бывают ли у Вас критические ситуации при работе с такой разношерстной группой?

t-shirtМы присматриваемся к женщинам уже на этапе тренинга. Как правило, около 20% женщин во время тренинга понимают, что эта деятельность им не подходит и не продолжают работу с нами после обучения. Но по большому счету, это не такая проблема, мы раздаем информацию, получаем обратную связь, если есть какие-то замечания, просим их учесть в следующей работе. Если возникают проблемы с качеством, мы просим их решить сразу же. Но были и такие случаи, когда на больших заказах некоторые женщины понимали, что для них этот объем работы был слишком огромен, и они не справлялись. Хотя в принципе такие случаи бывают очень редко. Мы тоже должны подходить к процессу с пониманием, мы не можем просить женщин работать над слишком большим количеством заказов. Другая проблема, которая относится именно к мамам, — это когда заболевают дети, что тоже серьезно замедляет процесс выполнения заказов. Мы тоже стараемся учитывать этот фактор, и делаем допуск по времени на подобные форс мажорные обстоятельства.

studio blackboardГде Вы продаете свою продукцию? Как организована система продаж?

Наша коллекция шарфов продается в нашем интернет-магазине и в некоторых бутиках в Риге. Мы также работаем с некоторыми интернет-магазинами в США, Великобритании и Германии. В основном это магазины продукции, произведенной согласно этическим принципам (ethical retailers), но мы тоже выбираем тех, с кем работать, чтобы они все же имели представление о том, что такое мода. Зачастую существует неверное представление об этических продуктах, как о чем-то, что сделано из конопли, выглядит достаточно убого и предназначено для хиппи. Однако существуют красивые вещи, которые сделаны с использованием принципов hangersэтического производства. Мы стараемся придерживаться этого направления. Помимо нашей собственной продукции, как я уже сказала, мы также производим для других компаний, они же создают и дизайн, организуют маркетинг и продажи. Например, продукция с использованием техники макраме.

Каждое изделие, которое Вы производите, сделано вручную?

Да, совершенно верно. Мы не используем никакого оборудования, наши изделия сделаны мамами вручную.

macrame mothers at workСколько человек работает в Вашем офисе?

Можно сказать, что в нашей команде работает 4 человека, хотя постоянно здесь нахожусь только я. Для других это вторая работа, но при этом эти люди вносят большой вклад в работу нашей компании.

Исходя из Вашего опыта, если бы Вы начали этот проект с самого начала, что бы Вы сделали по-другому? Какие уроки для себя Вы вынесли?

Что я вынесла для себя лично, это то, что несмотря на то, что замечательно создавать симбиоз креатива, работы над дизайнами и творческого процесса (это является неотъемлемой частью компании «MAMMU»), вместе с тем, мне бы хотелось, чтобы мы гораздо раньше нашли эту потребность в производстве ручных изделий для других компаний и начали работать в этом направлении, т.к. это позволяет нам macrameполучать стабильный доход от этой деятельности. Это направление не так зависит от конкретного проекта, как шарфы, и не так зависит от сезонных факторов, как мода в целом. Каждый социальный предпринимательский бизнес, который я знаю, сталкивается с проблемой финансовой устойчивости.

Как Вам удается удерживать баланс между прибылью и социальной миссией Вашего бизнеса, ведь себестоимость продукции при таком подходе, как Ваш, достаточно высокая?

Я могу видеть, что наш бизнес более-менее устойчив, и производственные проекты нам очень сильно в этом помогают. У нас также в свое время было несколько очень больших проектов, но проблема с ними заключается в том, что появляется слишком большой заказ, требующий очень быстрого увеличения производства. На данный момент мы для себя нашли способ сохранения устойчивости нашего бизнеса. В идеале мы бы хотели делать все сами, чтобы у нас была отдельная дизайн-студия, ведь в этом офисе столько творческих процессов происходит, но это не так просто. На данном этапе мы работаем при той бизнес-модели, которая у нас есть.

scarves blueСчитаете ли Вы, что для такого маленького бизнеса, как Ваш, решением проблемы может быть максимальный аутсорсинг для того, чтобы сократить фиксированные затраты?

Да, при таком подходе меньше затраты и ниже риски. Например, в нашем случае с шарфами у нас есть риски, но мы никогда не производим товар для хранения на складе. Мы производим под конкретный заказ, чтобы не иметь замороженные средства на складе. Таким образом, мы спокойны, что сможем оплатить счета и покрыть свои расходы.

Откуда Вы получаете заказы на производство?

В основном это дизайнеры из США и Западной Европы, предлагающие дорогие товары в области дизайна интерьера. Как правило, задумываясь об аутсорсинге, первое направление, которое возникает, это страны Азии.

scarves coqooКак Вы считаете, почему эти компании предпочитают работать с компанией из Латвии, а не размещать заказы на аутсорсинг в страны Азии?

С точки зрения производителя, они могут нам больше доверять, мы ближе к ним находимся даже чисто географически. Мы не просто производственная компания, но мы также занимаемся дизайном, мы их понимаем, если можно так сказать. Т.к. мы находимся не так далеко, мы можем встречаться с дизайнерами, они могут принимать участие в процессе обучения для наших мам. Если бы нас воспринимали только как производственную компанию, в нашем случае это бы не работало, это было bottleбы скучно для нас и неинтересно для самих же дизайнеров.

Сабине, почему Вы лично занимаетесь этим проектом? Какова Ваша мотивация?

До этого я работала в сфере финановых услуг, но потом в какой-то момент поняла, что хотела бы заниматься чем-то, в чем есть своя душа. Мне нравится мир моды, а «MAMMU» — это такая отличная история с красивой концепцией внутри. Для меня этот проект – это своего рода интересный вызов, т.к. в индустрии моды существует жесткая конкуренция, и поэтому для того, чтобы быть успешным в этой сфере, здесь нужно прилагать больше усилий, чем в каком-то другом бизнесе. Мне нравится наблюдать за тем, как разные идеи и действия в конечном итоге транслируются в финансовые результаты компании, что также помогает мне сохранить мотивацию. Мне нравится работать с творческими людьми в моей команде, каждый день работы здесь отличается от предыдущего.

Каковы Ваши планы на будущее?

Совсем скоро, 5 декабря, мы выпускаем свою новую коллекцию в Нью-Йорке с Эрнстом models 2Алексадром, американским дизайнером, который недавно был признан лучшим дизайнером мужской одежды в США. Журнал «GQ» признал его лучшим дизайнером мужской моды, поэтому мы надеемся на то, что это сотрудничество откроет для нас многие двери. Для нас это очень серьезная возможность для развития нашего проекта. В этой коллекции будут изделия из кожи, трикотажные футболки и изделия из шерсти (варежки и т.д.) У самого Эрнста есть латвийские корни, и в своей коллекции для нас он создал такую своеобразную комбинацию моды Нью-Йорка и латвийских традиций. С другой стороны, мы также ищем новых дизайнеров для работы над производственными проектами, т.к. у нас есть такая возможность. Многие люди в других странах, которые услышали о нас, хотели бы повторить то, что мы делаем. Мы задумываемся над тем, чтобы заняться франчайзингом своего бизнеса.

studio artworkЧто бы вы могли посоветовать социальным предпринимателям?

Прежде всего, я бы хотела их поддержать и сказать, что их труд действительно стоит того. Когда я была маленькая, у меня было представление о деньгах и о бизнесе в целом как о чем-то плохом и дурном. Если вспомнить 90-ые годы, на ум приходят истории о предпринимателях, не отягощенных какими бы то ни было моральными принципами, которые обогатились за счет того, что делали ужасные вещи. Я думаю, что социальное предпринимательство дает уникальную возможность доказать, что это не верно. Предпринимательство не обязательно означает неравенство, ведь можно сделать так, что сотрудники не только получают справедливую оплату за свой труд, но и в конечно итоге, эта деятельность принесет реальную пользу окружающим.

Мой совет: продолжайте делать то, что делаете, смотрите по сторонам, ищите новые потребности. Возможно, вы начали с одной проблемы, а в ходе своей работы нашли решение другой проблемы и переключились на нее. Будьте гибкими, ведь сила социального предпринимательства заключается в его гибкости и инновационности.

Материал подготовила Иванова Дина Анатольевна