Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Роман Колпаков о социальном предпринимательстве: «Главное – не бояться трудностей, идти до конца»

Roman Kolpakov portraitБольше десяти лет назад Роман Колпаков попал в аварию, где получил тяжелые травмы и в результате потерял возможность ходить. Несмотря на это, он не опустил руки, а стал помогать другим людям, оказавшимся в подобной ситуации. Роман сумел открыть свое дело, благодаря которому колясочники получили возможность передвигаться по городу, попасть на прием к врачу, в поликлинику, прибывшие из других стран и городов могут добраться из аэропорта. О том, как этот проект начинался, о механизме работы «Инватакси», о том, почему проекту необходима поддержка, о мечтах и планах на будущее, а также о том, где черпать силы в период уныния и усталости, мы побеседовали с Романом.

Роман, расскажите, пожалуйста, о том, как появилась идея организовать «Инватакси», как Вы начинали этот проект?

Я сам столкнулся с такой проблемой, что было трудно заказать специализированную машину для перемещения по городу. Своей машины у нас не было, приходилось искать каких-то частников, изобретать самодельные пандусы,чтобы заезжать в микроавтобус. Когда появилось социальное такси, его было тоже проблематично заказать из-за того, что была большая загруженность этой службы, приходилось долго ждать, ни о каких срочных поездках речи не шло. Кроме того, у них были ограничения — нельзя было за город поехать, что иногда требовалось. Постепенно мы пришли к мысли, что нужна своя машина. У нас со временем появился свой микроавтобус, приспособленный для поездок на инвалидной коляске. Сначала это было для себя и для друзей, а вообще я занимался совершенно другими вещами – развитием, оптимизацией и созданием сайтов. На тот момент я занимался сайтом православных знакомств «Sudba.net», который создал «для души» и думал, что этим и буду дальше заниматься.

В принципе по поводу инвалидного такси не задумывался, но нам стали звонить друзья друзей, знакомые, просить, чтобы мы помогли с перевозками, но мы сами не могли взять где-то еще вторую машину, поэтому стали думать, обращаться к каким-то организациям, чтобы найти автомобиль. Отец помог с деньгами, купили в кредит первую рабочую машину. Это был 10-летний Nissan. Однако со временем заказов стало много и этой машины стало не хватать,.

Вы тогда возили пассажиров за деньги или бесплатно?

Пока друзей возили бесплатно, а когда они стали нас кому-то рекомендовать, то мы стали брать деньги. За рулем был водитель, надо было ему платить зарплату, оплачивать бензин и ремонт машины. Мы создали сайт, пустили рекламу, через Интернет давали информацию, о нас стали узнавать люди, звонить.

taxi 1Сколько лет уже существует «Инватакси»?

3 года. У нас на сегодняшний день 3 автомобиля, полностью оборудованных под перевозку пассажиров на инвалидной коляске. Постоянно у нас работает 2 водителя, еще кто-то иногда подменяет. Водители у нас работают не на зарплате, а сдельно. Конечно, получают большой процент – почти половину, потому что они работают и как санитары, и как водители.

Что делает водитель, когда поступает заказ?

Наши водители отличаются от водителей обычных такси тем, что наш водитель вывозит и привозит пассажира из квартиры. Если есть сложный спуск и подъем в доме без лифта и пандуса, это очень тяжелая работа, можно и спину сорвать. Водитель завозит коляску, привозит пассажира куда необходимо – в больницу, поликлинику, и т.д. Он ждет, и если надо, то возит к разным врачам по кабинетам, то есть выполняет функции санитара, сопровождает от двери до двери и потом привозит домой. Основные наши клиенты – это колясочники и пожилые люди после операций и травм. Это могут быть и люди, которые временно на коляске, т.к. только что выписались из больницы после операции.

Сколько заказов в день вы можете выполнять?

К нам в день поступает около 50 звонков, из них мы получаем 1–2 заказа. В среднем мы можем выполнять 1 – 2 заказа в день на одну машину. Люди хотят, чтобы тарифы были ниже, и возмущаются, что у нас высокие тарифы, но нам нужно платить водителям, покрывать расходы на бензин, и т.д. Мы сами практически ничего не получаем, работаем на пределе себестоимости. Пока нам это нужно, чтобы удержаться на плаву, чтобы не закрыться и о себе заявить, найти каких-то единомышленников, инвесторов, чтобы частично работу водителя оплачивали.

Какие тарифы на Ваши услуги?

600 рублей в час при полной загрузке, но это редко бывает. При неполной загрузке 500 рублей в час. Обычное легковое такси стоит 800 р. в час – при этой цене рентабельно работать. Социальное такси рассчитало себестоимость 800 р. в час. Мы работаем за 500 рублей.

Какой регион обслуживает «Инватакси»?

Москва и Подмосковье, но можем ездить и дальше, в пределах 700 – 800 км. В основном мы ездим по Москве, Подмосковью, возим на дачу, в аэропорт. Часто из других городов люди прилетают на лечение, также мы возим иностранных туристов.

taxi 3Я правильно понимаю, что в Москве сегодня существует либо государственное социальное такси, либо частные инициативы?

Наверное все же фирм, подобных нашей, со специально оборудованными автобусами, нет. Есть частники, у которых есть какие-то легковые автомобили, но они позволяют перевезти только одного инвалида. У нас же машины рассчитаны и на перевозку 3-4 колясочников одновременно. Все наши автобусы имеют оборудование европейского стандарта. Конкуренты начали появляться буквально полгода назад. До этого практически вообще никто этим не занимался. Спрос на эти услуги все равно есть, но цены высокие. Люди слышат сумму и возмущаются. Кто ориентируется в ценах, тот понимает, что цены адекватные, а для пенсионеров и инвалидов, которые не знают цен на такие услуги, конечно, это дорого. Если водитель свободен, а также в критических случаях мы возим бесплатно.

Вы получаете какую-то поддержку для своего проекта?

У нас есть льготы по топливу. За счет топливных карт мы смогли снизить тарифы на 100 рублей в час.

Какая помощь была бы востребована для Вашего проекта, чтобы развиваться?

Нам нужна помощь, чтобы снизить тарифы по оплате. Диспетчер, которая нам помогает, работает бесплатно, но это же звонки 24 часа в сутки. Нам нужно хотя бы 15 000 р., чтобы оплатить зарплату диспетчеру. Также хотелось бы хоть одному водителю платить стабильную зарплату, а не зависеть от заказа к заказу. Кроме этого, очень нужно помещение. У нас нет своего помещения, и это очень неудобно. Водители к нам прибегают, ключи негде оставить и т.д. Какие-то серьезные организации обращаются подписать договор, а нам стыдно сказать, что у нас своего офиса нет. Нам нужно маленькое помещение, одну комнату, где компьютер поставить, стол. Нам нужна комната для встреч, чтобы можно было встретиться с клиентами, договор подписать, куда водители могут придти оставить ключи.

taxi 2Где сейчас находятся автомобили?

У нас есть стоянка около дома. Префектура пошла нам на встречу, выделила 4 места для наших автомобилей. Это большая помощь, т.к. если бы еще за стоянку пришлось платить, мы бы не смогли это потянуть.

Что Вам дает силы делать то, что Вы делаете, ведь это большой труд, пока еще и дохода не приносящий?

Наталья до этого работала в транспортной компании, а у меня зародилась мысль заняться транспортным бизнесом. Потом, когда стали этим заниматься, опыт пригодился. Как-то все само стало складываться. Мы поняли, что это правильно, потому что когда это вроде бы спонтанно, в то же время видно, что как-то это промыслительно, и нас просто толкает в эту деятельность. Мы подчинились этому и стали делать так, чтобы не мешать этому процессу.

Силы продолжать делать то, что мы делаем, нам дает Вера. Часто бывало такое состояние, когда хочется бросить все это. Ведь все это выматывает очень сильно, хочется заняться чем-то другим, усталось появляется, нервотрепка постоянная – с водителями, с заказчиками, с документами, с бухгалтерией, штрафы, налоги. Успевать все одновременно нам очень трудно.

Какой совет Вы могли бы дать другим социальным предпринимателям?

Если бы основной нашей целью было заработать много денег, мы бы занялись гораздо менее хлопотным и более прибыльным бизнесом. Главное – не бояться трудностей, идти до конца. Нужно не сдаваться. Если ты пройдешь как-то этот первый этап, потом будет легче все складываться. Если это человек верующий, то во всем уповать на Бога, на Божию Помощь, она обязательно придет. Обычно так и бывает, когда наступает отчаяние, откуда-то появляется человек, который в чем-то поможет, кто-то позвонит, когда кажется, что нет надежды, все управляется как-то в самый последний момент. Поэтому нельзя бросать, раз не дается тебе такая возможность все это пока бросить.

Роман, какие у Вас планы на будущее?

Мы хотим стать альтернативными государственному социальному такси, с низкими тарифами, в то же время постепенно расширять парк автомобилей. Однако для того, чтобы наши планы успешно реализовать, нам очень нужна поддержка для развития «Инватакси»: финансовая (для оплаты зарплат водителю и диспетчерам), консультационная (как правильно оформлять финансовую отчетность), а также очень необходимо свое помещение, пусть и маленькое.

Часто к нам обращаются инвалиды, которые просто не в состоянии постоянно оплачивать проезд, но им нужны регулярные поездки. У нас есть 2 интерната для инвалидов, которым бы мы хотели бы безвозмездно помогать с перевозками, думаем устраивать для них паломнические поездки по святым местам. Вот ребята давно мечтают побывать в Финляндии. Недавно мы были приглашены в Посольство Финляндии, встречались там с руководителем Финского Общества Инвалидов, Калли Кенкелле, он тоже с детства в инвалидном кресле. Мы хотим организовать для ребят из интерната такую поездку, но пока находимся в поисках спонсора. Еще вот буквально на днях обратилась женщина — ее сын получил травму позвоночника, и им нужно регулярно ездить из Подмосковья на реабилитацию в московскую больницу, а ни транспорта, ни даже возможности его оплачивать нет. Вот таким людям мы и хотим помогать. Поэтому и ищем всяческую поддержку.

Мы очень надеемся, что найдутся единомышленники, которые тоже загорятся нашим проектом и помогут нам его развить, чтобы люди, оказавшиеся на инвалидных колясках, не были отрезаны от мира и имели возможность попасть в нужное место, когда им это необходимо, не потратив при этом больших средств.

Материал подготовила Иванова Д.А.