Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Петр Базунов: «Капитализм без нравственного ориентира – опасен для общества»

Petr Bazunov
Базунов Петр Валерьевич
– российский бизнесмен. Генеральный директор компании «Дилор»

Бывшие граждане Советского Союза («перестроечное» поколение) в целом не могут четко видеть все положительные и отрицательные моменты той марксисткой идеологии, которая пронизывала общество, в котором они жили. Но они так же не могут ясно и объективно видеть и осознавать все опасности, которые таит в себе капитализм в том виде, в котором он зародился и практикуется сейчас в современных и технологически продвинутых западных странах. Это может привести к тому, что русский человек, не разобравшись, примет для своей национальной модели хозяйствования худшие из сторон обеих систем, вместо того, чтобы интегрировать лучшее от них и создать свою собственную специфическую для других, но понятную и близкую для себя и, как следствие, продуктивную модель хозяйствования.

Низкая эффективность плановой экономики бывшего СССР и ее отсталость создали вакуум, который теперь заполняется совершенно диким, чуждым России капитализмом с его полнейшим пренебрежением к вопросам нравственности и бережного отношения к экологии. В социальном плане люди начинают деградировать, сталкиваясь в межнациональных конфликтах и возвращаясь к религиозному мистицизму, не имеющему ничего общего с подлинной духовностью. Незрелость сознания людей, недостаточный опыт рациональных капиталистических отношений и отсутствие специфической религиозной трудовой практики (наподобие протестантской, но только своей собственной – православной, во всяком случае, основанной на собственном национальном характере и потому созидательной) не позволяет им выстраивать продуктивные деловые отношения, но, сдерживает их развитие на самом примитивном уровне: до первого акта обмана друг друга. Такое сознание работников всегда вызывает необходимость авторитарного управления организациями с соответствующим тотальным контролем над всеми процессами. Экономическая эффективность такой организации низка, так как много ресурсов тратится на внутренний контроль проходящих в ней процессов. К пониманию этого можно прийти, прочитав книгу Марио Каменетски The Invisible Player. (Consciousness as the soul of economic. social and political life. Mario Kamenetzky) или просто поработав несколько лет управляющим российской компанией.

У нас нет возможности поискать в прошлом и найти там затерявшиеся традиции российского предпринимательства, чтобы к ним вернуться. Лучшее, что мы сможем там найти – это только опыт и традиции гуманизма русских людей, причем вне зависимости от их социального положения, образа жизни, профессии или исторического момента. Однако проявления гуманизма были всегда и во всех странах, народах и культурах, в том числе среди американских нефтепромышленников, чей образ, подобно персонажу фильма «Нефть» (There will be blood), должен был бы вызывать неприязнь, учитывая общепринятое мнение о крайней «капиталистичности» их натуры. Даже в этой среде были примеры высочайшей социальной ответственности: достаточно вспомнить Джона Рокфеллера и его филантропическую деятельность.

Я думаю, что почти любой успешный предприниматель, удовлетворив свое «эго», на определенном этапе своей карьеры испытает хотя бы позыв к социальной ответственности. Но это внутренний интимный момент в поведении человека и я бы не стал его рассматривать, как традицию именно русского предпринимательства. Предпринимательство является свободным и добровольным трудом, где человек, стремясь к максимальному заработку, действует сам и без принуждения, и оно как ничто другое служит индикатором общественного сознания. Если предпринимательские отношения превращаются в беспрестанные попытки обокрасть друг друга (то, что происходит сейчас практически во всех сферах), то это не значит, что капитализм порочен. Это значит, что традиций приносить пользу покупателю, совершая с ним сделки, в обществе еще не выработано и, значит, что теперь это главное направление, в котором нужно двигаться и работать всем нам, кто занимается вообще любой профессиональной деятельностью (не только предпринимательством). В этом плане предпринимательство мало чем отличается от труда инженера или врача. Если есть стремление и, главное, привычка давать меньше, а брать больше – значит, она будет проявляться не только в предпринимательстве, но и в любой другой профессии.

Эта модель поведения «сквозит» в любой сфере, чем бы мы, как нация не занимались. Поэтому нам так опасен капитализм без укоренившегося нравственного ориентира профессионального и полезного труда. Традиции появляются только из практики, из конкретных действий. Практику таких действий нужно начинать с себя и прямо сейчас, приняв мысль, что в любой профессиональной сфере всегда есть продавец и покупатель (так уж это устроено), и, главное, что бизнес — это, прежде всего, служение интересам твоего покупателя, а не попытки ободрать его, пока он готов тебе заплатить и слушает тебя. Иначе завтра или в следующий раз он тебе не заплатит и найдет другого партнера. Служить интересам клиента – это значит знать все о его потребностях и удовлетворять их, помня о важности установления с ним искренних и профессиональных отношений. Такое отношение воспитывается, но не задается природой. Я убежден практикой в том, что это путь самовоспитания, который, в идеале, нужно проходить каждому, а не наследство от рождения. В нем и состоит на мой взгляд наивысшая социальная ответственность предпринимателя, так как в этом выражается его гражданское служение. В этом состоит суть его работы, так называемое «предназначение выбранного пути».