Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Дореволюционные благотворительницы России: наследие Вяльцевой, Паниной и Тенишевой

Благотворительность всегда была неотъемлемой частью российской истории, а дореволюционная эпоха подарила нам немало примеров женского меценатства, когда состоятельные и социально активные женщины посвящали свою жизнь помощи нуждающимся. О феномене женской благотворительности в России конца XIX – начала XX веков мы беседуем с Ириной Алексеевной Кеня – специалистом по социальной истории России, вспоминая трех дореволюционных благотворительниц: А.Д. Вяльцеву, С.В. Панину и М.К. Тенишеву.
Какие социально-экономические и культурные условия способствовали развитию женской благотворительности в дореволюционной России?

— Этот период в России стало временем глубоких социальных и культурных преобразований. Реформы Александра II, рост благосостояния предпринимательского класса и поддержка государства благотворительности создали прочную почву для появления новых форм общественной активности. Женщины, столкнувшись с ограничениями в профессиональной сфере, искали пути самореализации через социальную деятельность. Именно в этот период на свет появились благотворительницы, чья деятельность не только помогала нуждающимся, но и закладывала основы для будущей социальной инфраструктуры страны. Кроме объективных факторов были и субъективные. Женщины стремились к социальной реализации, поскольку их возможности в профессиональной сфере были ограничены. Для многих благотворительность становилась способом выразить творческое и нравственное стремление к помощи людям.

Расскажите об историях трёх благотворительниц, которых вы выбрали. 

– Каждая из трех выдающихся дам пришла к благотворительности по-своему, исходя из жизненных обстоятельств и личных убеждений.

Анастасия Дмитриевна Вяльцева

Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871–1913), обладая большим состоянием благодаря своей певческой карьере, вложила значительные средства в благотворительные проекты.  Помимо этого, она поддерживала студентов, организовывала благотворительные концерты и снаряжала санитарные поезда во время русско-японской войны. Родившись в бедной семье, она с детства испытала нужду.

Достигнув материального благополучия, Вяльцева почувствовала потребность вернуть обществу то, что сама когда-то недополучила. Её личный опыт стал мощным стимулом для помощи обездоленным и поддержки родного края. Она оставила яркий след в истории благотворительности.

Одним из её важнейших начинаний стало финансирование приюта для рожениц в родном селе Алтухово Орловской губернии и восстановление деревень, пострадавших от пожаров, в Виленской губернии.

Она организовывала концерты в помощь голодающим студентам, благотворительные вечера и поддерживала научных экспедиции – все это отражало её желание объединять людей через искусство и образование.

Во время русско-японской войны Анастасия Дмитриевна организовала санитарный поезд и проводила концерты для раненых воинов, одновременно помогая своему жениху Василию Бискупскому в реабилитации.

Софья Владимировна Панина

Софья Владимировна Панина (1871–1956), вдохновлённая своей учительницей Александрой Васильевной Пешехоновой, посвятила жизнь образовательным и социальным инициативам. Представительница высшего света, чья жизнь изменилась после личного кризиса, Панина нашла силы для новой миссии. Пережив разрыв с мужем она вложила средства в создание образовательных и социальных учреждений, направленных на просвещение и поддержку местных сообществ.

Одним из её наиболее значимых проектов стал Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, который стал уникальным центром просвещения. Это был настоящий многофункциональный центр, где проходили уроки, читались лекции, устраивались концерты и даже народные балы.

Среди других образовательных проектов – открытие детской столовой, сада, библиотеки и ремесленных классов для подростков и биологической станции в Воронежской губернии.

Постройка больницы в этой губернии и поддержка других социальных инициатив подчеркивали её стремление обеспечить доступ к образованию и здравоохранению для всех слоев населения.

Мария Клавдиевна Тенишева

Сложное детство, ощущение одиночества и отсутствие материнской поддержки сформировали в Марии Клавдиевне Тенишевой (1858–1928) глубокую эмпатию к обездоленным детям. Позже, будучи княгиней, эта личная история подтолкнула её к созданию культурных и образовательных инициатив, позволяющих не только сохранить историческую память, но и дать шанс на лучшее будущее самым уязвимым слоям общества.

Её самая известная инициатива – музей «Русская старина» в Смоленске, единственный в своем роде, собравший редчайшие раритетные предметы, начиная с икон XV–XVI веков.

Собранная коллекция акварелей, в основном русских художников, была передана в дар Русскому музею, что стало уникальным событием в истории музейного дела.

В родовом имении – селе Талашкино Смоленской губернии она создала художественно-промышленное училище для талантливых детей и молодых мастеров. Там были собраны лучшие педагоги, что способствовало развитию народных художественных традиций.

Мария Клавдиевна не только создавала музеи, но и активно организовывала выставки, в том числе в Европе (13 выставок в Париже), что дало новый импульс для развития русского искусства за рубежом.

А.Д. Вяльцева достаточно рано ушла из жизни, а С.В. Панина и М.К. Тенишева после революции 1917 г. вынуждены были покинуть Россию. Софья Панина эмигрировала в 1920 г., опасаясь преследования большевиков за свою деятельность в Учредительном собрании. Мария Тенишева покинула страну в 1919 г., так как её имущество было национализировано, а культурные инициативы оказались под угрозой.

Что побуждало Анастасию Вяльцеву, Софью Панину и Марию Тенишеву заниматься благотворительностью?

– У каждой благотворительницы были свои мотивы. Анастасия Дмитриевна Вяльцева выросла в бедной семье и знала нужду с детства, поэтому, разбогатев, стремилась помочь тем, кто оказался в схожей ситуации. Софья Владимировна Панина была аристократкой, и её судьбоносная встреча с А.В. Пешехоновой вдохновила её на реализацию образовательных инициатив. Мария Клавдиевна Тенишева, пережив сложное детство и нехватку родительской любви, стремилась помогать обездоленным детям.

Каково наследие и влияние этих женщин-меценатов на современность?

– Их идеи продолжают жить: частные инициативы в сферах образования и благотворительности процветают. Многие современные меценаты вдохновляются этими примерами.

Благотворительная деятельность Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, Софьи Владимировны Паниной и Марии Клавдиевны Тенишевой – не просто помощь нуждающимся, а масштабная работа по изменению общества, формирование  представления о меценатстве как о миссии, а не просто о разовых акциях.

Они прокладывали путь для будущих поколений, показывая, что частная инициатива может менять мир. Их примеры остаются актуальными и сегодня, напоминая нам о важности социального служения.

Благодарим Ирину Кеня за предоставленные фото

Беседовал: Валентин Кочерьян, студент кафедры коммуникационного менеджмента и управления отношениями РГСУ по направлению «Журналистика»
 

Источник: Бизнес и Общество