В Летнем саду Челябинска играл симфонический оркестр. Горожане слушали музыкантов, сидя на изящных кованых скамьях; другие чинно прогуливались вдоль тенистой берёзовой аллеи. У фонтана и павильонов с прохладительными напитками и мороженым тоже было многолюдно. А ведь всего несколько лет назад на этом месте располагался обыкновенный пустырь, а челябинцы если и думали когда-нибудь о городском парке, то только как о несбыточной мечте.
Но всё изменилось, когда в начале тысяча восемьсот девяностых годов за дело взялся Владимир Корнильевич Покровский — известный и уважаемый в городе человек, успешный пермский предприниматель-золотопромышленник, в течение нескольких лет занимавший высокий пост челябинского градоначальника. Ещё будучи городским головой, Покровский высказал идею о превращении пустыря в место для отдыха горожан. И безвозмездно выделили на это львиную долю средств — собственных. Вскоре пустырь стало не узнать: каждое воскресенье на большой крытой сцене здесь играл оркестр, раз в месяц давала спектакль специально для этого сформированная труппа актёров. В одном из павильонов работала библиотека-читальня. А главное — всеми этими культурными возможностями челябинцы могли воспользоваться совершенно свободно. За вход в Летний сад денег с посетителей не брали; бесплатными были концерты и спектакли; в читальню был открыт доступ для всех желающих.
Челябинск, где Владимир Корнильевич поселился в тысяча восемьсот семьдесят втором году после окончания Санкт-Петербургского университета, стал ему настоящим домом. Для развития и процветания города он был готов трудиться не покладая рук. Служение людям Покровский не просто считал своим долгом. Он ощущал в себе искреннее призвание творить добро.
Единственную в Челябинске женскую школу Владимир Корнильевич взял под свою опеку и вскоре превратил её в процветающую гимназию, одну из самых престижных в губернии. Городской детский приют, влачивший незавидное существование на нерегулярные и крайне скромные субсидии от властей, тоже попал в поле зрения Покровского. Из собственных средств он обеспечил приюту постоянное и очень достойное финансирование. Ежемесячное денежное содержание назначал Владимир Корнильевич и бедным городским семействам, которые находил сам с помощью информации губернского Попечительства о бедных, членом которого о являлся. С радостью откликался и на обращённые к нему лично просьбы о помощи. Отказа не было никому.
Благодаря Покровскому для неимущих и нуждающихся в Челябинске был открыт Дом трудолюбия, где бедняки получали возможность честным трудом заработать на хлеб. При доме действовала устроенная Владимиром Корнильевичем начальная школа, где дети из бедных семей обучались грамоте, а также бесплатная столовая. В Челябинской больнице Покровский содержал несколько кроватей, куда определялись неимущие больные, получавшие таким образом лечение за счёт Владимира Корнильевича.
Немало усилий приложил Покровский и для того, чтобы новая строящаяся Западно-Сибирская железнодорожная магистраль прошла через Челябинск. Министерство путей сообщения не планировало прокладывать ветку близ города, однако Владимир Корнильевич смог переубедить чиновников. С возможностью железнодорожного сообщения не только повысился статус города, но и кардинально улучшилось его экономическое положение.
…Владимира Корнильевича Покровского в Челябинске называли «ясно солнышко». И, кстати, не вкладывали в это ни капли иронии. Он действительно дарил всем, кто его окружал, свет и тепло своей доброты и безграничной щедрости. Покровский ушёл из жизни в сентябре тысяча девятьсот тринадцатого, в немецком городе Гейдельберге, куда поехал по делам. Но был похоронен в родном ему Челябинске. После отпевания Владимира Корнильевича, которое проходило в Симеоновском кафедральном соборе, священник произнёс трогательные слова, которые горожане ещё долго повторяли в своих искренних молитвах об упокоении души раба Божия Владимира: «Пусть Господь Бог встретит тебя так же ласково, как ты при жизни ласково встречал каждого, кто имел нужду».
Источник: рубрика «Имена милосердия» на Радио ВЕРА