Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Хрустальный мир династии Мальцовых

Врожденный дух созидания и ответственности перед обществом позволили представителям промышленной династии Мальцовых создать на своих предприятиях уникальную социальную систему жизни рабочих, аналогов которой не было в России. На протяжении нескольких поколений они успешно продвигали свое дело, хранили семейные традиции и свою систему ценностей, особое место в которой принадлежало благотворительности.

 «Россия должна освободиться от иностранной зависимости! Всё свое!»

Мальцовы – одна из старейших русских производственных династий. Мальцовский промышленный округ – это сочетание чугунолитейных и машиностроительных заводов, стекольное, хрустальное и фаянсовое производство, винокуренные и сахароваренные заводы, столярные и канатные фабрики. Все необходимое для жизни производили эти предприятия, оттуда вышли первые русские рельсы, первый пароход и паровой двигатель, первая мартеновская печь.

Этот регион отличался от других еще и особой социальной атмосферой, новыми способами организации производственной деятельности, которая опиралась на заинтересованность рабочих в результатах своего труда, а также отеческой заботе владельцев предприятий о своих работниках.

Фамилия Мальцовых стала маркой качества продукции, хорошо известной не только в своем Отечестве, но и за его пределами.  С ней связано начало бурного развития российского стеклоделия, которое стало уникальным художественным явлением Брянской и Владимирской земель. Такое словосочетание, как «мальцовский хрусталь», знали везде: от крестьянской избы до царского двора.

Провозгласив лозунг «Россия должна освободиться от иностранной зависимости! Все свое!», Иван Акимович Мальцов и  его сын Сергей создали отечественную промышленную империю со столицей в селе Дятьково.

 Основатель «мальцовской империи»

В 1790 году в лесной чаще близ села Дятьково Брянского уезда закладывались основы будущего  крупнейшего хрустального предприятия страны. А при нем пускал корни дятьковский куст клана Мальцовых, юго-западный. Его успехи и развитие напрямую связаны с именем владельца Дятьковской хрустальной фабрики Ивана Акимовича Мальцова.

Иван Акимович обладал поразительным деловым чутьем и острым чувством экономической перспективы. Его фабрика стала одним из крупнейших в стране предприятий по производству стекла и хрусталя с числом рабочих около 600 человек и производительностью до 1 200 000 изделий в год.

В 1829 году на первой Российской мануфактурной выставке в Петербурге, которую посетили более 100 тысяч человек, император Николай I особо отметил чистоту стекла и невысокую цену изделий Дятьковской хрустальной фабрики, заметив, что они не уступают английским и принадлежат к первому разряду. Продукция фабрики на этой выставке была удостоена высшей награды – Большой золотой медали «За трудолюбие и искусство». Такая медаль давала право владельцу помещать на своих изделиях и магазинах по их продаже государственный герб.

Сам Иван Акимович за высокое качество хрустальных изделий и их огромное количество был награжден орденом Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени и Святого Станислава II  степени.

Однако заботился он не только о производственных успехах, но и об укреплении духовной составляющей жизни населения своего промышленного округа. Со временем там было построено семь каменных храмов. Одной из первых церквей стала Преображенская в селе Дятьково, возведенная в 1810 году. Современники называли ее восьмым чудом света. Величие этой белокаменной жемчужины завораживало путешественников, паломников и прихожан. Стены  были облицованы хрустальными плитками, иконы по заказу Ивана Акимовича  писались в Санкт-Петербургской академии художеств.

Его сын Сергей довел убранство храма до высокого искусства. Вот что написал в 1862 году священник Стефан Красовский: «Первое, что поражает чувства зрителя во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы, тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей (цветных стекол) искуснейшего мастерства, многоцветные, разнообразные подсвечники».

Америка в России

Сергею Ивановичу Мальцову (1810–1893) от отца досталось прекрасное наследство: промышленная империя, известность торговой марки и  родительское завещание: «Будучи за столбом земли руцкой, внимательно зрел машины и способы производства, изучал расчеты с работниками, заманивал в свою вотчину мастеров иностранных да ученых».

Завещание отца было исполнено.

Выйдя в отставку в 1853 году в чине генерал-майора, Сергей Иванович поселился в Дятькове. Приняв эстафету промышленного предпринимательства, стал приводить  свое хозяйство в соответствие с достижениями науки и техники, реконструируя производства, приглашая зарубежных специалистов. При этом он старался придерживаться принципов, близких к ведению натурального хозяйства: все было свое, все из русского материала. И очень часто – впервые в России.

«Империя Мальцовых» располагалась на 200 тысячах гектарах трех губерний: Калужской, Орловской и Смоленской. Все их предприятия делились на отраслевые группы: металлопромышленность, стекольно-фаянсовая, пищевая, лесобумажная. И еще были  разные другие производства, к которым  относились серный, кожевенный, содовый заводы, полотняная фабрика, парафиновое предприятие. Все они были связаны шоссейными дорогами и первым в России частным телеграфом. Работало на них более 100 тысяч человек.

В 1841 году на своем Людиновском заводе Мальцов начинает выпускать первые рельсы, предназначенные для Николаевской железной дороги, которые оказались очень доброкачественными и не уступали импортным. А на Иваново-Сергиевском предприятии он построил две первые в Российской империи мартеновские печи.

Главная задача – отказаться от иностранной зависимости во всем!

Любимым его детищем стала собственная железная дорога. Свою  частную узкоколейку в 203 версты  Сергей Иванович построил в 1877 году. Она соединила все наиболее крупные пункты мальцовского промышленного округа.  Именно на этой железной дороге впервые появились поезда, предназначенные для перевозки рабочих из отдаленных населенных пунктов.

Дятьковская хрустальная фабрика конец XIX в.

В своем техническом училище в Людинове Сергей Иванович готовил кадры для железных дорог. Очень ему хотелось, чтобы вся страна покрылась недорогой железнодорожной сетью для победы над российским бездорожьем.

Америкой в России назвал этот крупный промышленный район известный этнограф Василий Иванович Немирович-Данченко, посетивший мальцовские заводы в начале 1880-х годов. Они представляли собой самобытное явление со своими законами и деньгами, особой формой одежды для рабочих и своей полицией. И приковывали внимание делового и финансового мира страны. 

Идея социального партнерства

Сергей Иванович  придерживался передовых для своего времени взглядов и был одним из первых в России предпринимателей, внедривших в производство идеи социального партнерства. На его предприятиях была выстроена особая система взаимоотношений с рабочими, выражающаяся в создании приемлемых условий их жизни и жизни их семей. Это привело к материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда, к подъему производства  на более высокий уровень, сохранению  социальной стабильности в заводском округе.

В период наивысшего расцвета «мальцовской империи» расценки заработной платы там были максимальными и превосходили среднюю норму потребностей рабочей семьи. Рабочий день длился 10–12 часов с обязательным перерывом на обед и отдых на 2 часа  (на других российских предприятиях – 14–16). Для самой тяжелой работы был установлен 8-часовой день – причем на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.

Широко была развита система премирования рабочих, а к праздникам полагались продуктовые наборы. В районе существовали свои деньги, так называемые мальцовки – специальные талоны номиналом от 3 копеек до 5 рублей, которыми частично выплачивали зарплату. На мальцовские деньги отпускались товары повседневного спроса по ценам ниже, чем средние по России. Даже в неурожайные годы рабочие на эти деньги могли приобретать у себя в районе хлеб и продукты по ценам, значительно ниже рыночных.

Мальцов создал уникальную систему обеспечения рабочих продовольствием через заводские магазины. Каждый работник получал на руки расчетную книжку, по которой ему выдавались продукты на месяц вперед, а 15-го числа каждого месяца осуществлялся расчет с рабочими за ранее взятые продукты из заводского магазина, причем цены в этих магазинах были ниже, чем в окрестных.

Нетипичным явлением для России было то, что на территории мальцовских владений действовала широкая сеть социальных гарантий, пособий, система образования, медицинского обслуживания.

 Промышленник, опередивший время

В деятельности Мальцовых ярко проявились  характерные черты предпринимательской благотворительности:

– тяга к знанию и образованию, готовность вкладывать немалые средства на развитие просвещения и культуры;

– заинтересованность в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении народного просвещения, что способствовало выделению средств на строительство школ, училищ, библиотек;

– пожертвования на возведение храмов, приютов, богаделен,  больниц;

– служение Отечеству, стремление к общественному признанию.

Реклама Мальцовских заводов (фото предоставлено И.Н. Жинжиковой)

Во всех промышленных центрах мальцовского округа были школы с трехгодичным обучением. В школах и училищах при заводах обучалось 1500 детей.

На заводах существовала система профессионального образования. В 1876 году в Людинове открыли техническое  училище с пятилетним курсом обучения черчению,  химии и механике  62 учеников – будущих специалистов для многочисленных производств, а также управляющих. Кроме школ при заводах работали школы при церквях.

Для престарелых и одиноких были устроены богадельни, выплачивались пенсии сиротам и вдовам. В случае гибели или потери  трудоспособности рабочего его семья переходила на попечение Мальцова. Василий Иванович Немирович-Данченко писал о нем: «В голодные годы кормит народ, платит за него подати, поддерживает невыгодные производства, чтобы людям было чем кормиться, схватывается за всякое новое дело ради прогресса производительности, зная, что оно не принесет никакой выгоды. Личный доход отдает тому же делу, живет его жизнью, и до такой степени вошел в его интересы, что иных и не понимает».

По свидетельству современников, Сергей Иванович был очень религиозен и патриотичен, любил Россию и ее народ. Физически слабых работников отсылал на хутора для отдыха, поправки здоровья и питания молоком. Неимущим работникам, а также особо отличившимся в труде, строил в кредит дома, отпускал им с хуторов коров и фураж для них. Во время эпидемий собственноручно оттирал холерных больных, посещал тифозных в Ивоте  и в Стари. В своем доме размещал раненых.

При каждом его заводе был врач и заводская больница от 10 до 50 коек. Обязательным атрибутом всех  населенных пунктов была аптека. Расходы на систему здравоохранения составляли 35–40 тысяч в год.  Позднее были созданы больничные кассы, которые выдавали денежные пособия больным работникам.

В уставе Товарищества мальцовских заводов было записано, что организация обязана поддерживать в надлежащем виде и порядке больницы, аптеки и продолжать выплаты пенсий и пособий сиротам, вдовам и немощным рабочим, а также ежегодно выделять из доходов определенный процент на благотворительность.

Деятельность Мальцова по социальному обеспечению и быту рабочих во многом опередила свое время. Он, например, строил им небольшие каменные домики городского типа на три-четыре комнаты и с приусадебными участками, обеспечивал выгоном для домашней скотины и отпускал топливо. Приезжающие в Дятьково были удивлены тем, что село похоже на уездный городок: широкие и ровные улицы, дома двухэтажные каменные или деревянные одноэтажные. Работникам завода, желающим построить себе жилье, выдавались строительные материалы, они могли строиться в долг и безо всяких процентов, долги до 300 рублей списывались.

Жилье привязывало работника к месту его производства. А благодаря школам, построенным на средства Сергей Ивановича,  рабочее население было поголовно грамотным, искоренено среди них пьянство.

Ежегодно на благотворительность он направлял более 60 тысяч рублей, а на себя – 6 тысяч, включая деловые поездки за границу. Мальцов прекрасно понимал, сколь важную роль в производстве играет человеческий фактор, и поэтому не жалел средств для социального и культурного просвещения рабочих.

В сфере социальной политики, заботе о материальном уровне жизни рабочих, их образовании, здоровье и духовном развитии Сергей Иванович был одним их первых среди российских промышленников. Социокультурные аспекты его предпринимательской деятельности как общественно значимое явление представляют яркий пласт в российской истории.

Автор: Ирина Кеня, руководитель Музея брянских меценатов, к.ю.н.

Автор благодарит за предоставленные фотографии сотрудников музея Дятьковского хрусталя

Источник: «Бизнес и Общество»