Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Социальная миссия хранителей традиции: история царицынской игрушки

В Волгограде более 15 лет развивается интересный проект – компания «Царицынская игрушка». Её идейный вдохновитель собрал команду единомышленников, чтобы хранить и передавать детям народные русские традиции. Как всё начиналось, какую миссию несёт проект, в чём его уникальность, рассказал социальный предприниматель Георгий Семихов во время пресс-тура, организованного Фондом «Наше будущее».

Благородная миссия

История уникального волгоградского проекта «Царицынская игрушка» началась в 1992 году. Тогда Георгий Семихов не предполагал, что переедет жить в Волгоград и станет мастером по созданию игрушек. Он вместе с единомышленниками из «Русского культурного общества» рассказывал малышам в детских садах о национальных традициях.

К 2008 году уверенность в том, что нужно прививать детям любовь к русской культуре, окрепла. А сделать это можно было через игрушку.

«По образованию я – резчик по дереву и иконописец. Учился в Москве, а потом вернулся в Волгоград, где планировал создавать резные иконостасы. Одновременно продолжал общаться с друзьями из «Русского культурного общества» и размышлять о том, как прививать детям любовь к родному краю. Игрушки – прекрасный путь для этого. Вместе с художниками, культурологами, историками, мастерами придумывали первые модели. Для этого посещали музеи, в которых хранятся изделия кустарей. Начали с фигурок животных (петушки, лошадки), деревянных погремушек, качалок. Ещё делали конструкторы. Ведь занятия с ними помогают развивать пространственное мышление ребят», – вспоминает Георгий.

Ценные игрушки

Энтузиастам очень хотелось возродить народный промысел. Но оказалось, что традиционными для Царицына (так до 1925 года назывался Волгоград) были другие занятия, и артелей, которые создавали именно игрушки, не было. А художественным промыслом признают только такой, который может показать исторический путь более 70 лет.

Однако вклад команды не остался незамеченным – эксперты признали, что многие изделия, которые создают на предприятии, имеют художественную ценность. Ведь за образец здесь берут игрушки XIX века, а в качестве материала используют дерево, натуральные ткани, безопасные краски.

Ещё одно популярное направление работы – создание развивающих головоломок. Их придумывает Евгений Тихонов, художник-график, автор «Системы наборов игровых элементов». Его цветные игры из дерева различной степени сложности подходят детям с трёх лет и помогают развивать логическое мышление в любом возрасте.

В ближайших планах Георгия – организовать экскурсии на фабрику для детей, во время которых проводить мастер-классы. На них ребята смогут расписывать игрушки в стилистике традиционных промыслов (гжель, палех, хохлома и другие).

Мелкосерийное производство

В компании не создают массовый продукт. Партии, которые изготавливают мастера, составляют не более 200 штук. Большое внимание здесь уделяют качеству, поэтому игрушки делают из ценного южного бука. Сухую обрезную доску покупают в России.

Больше половины работ делают вручную. Все рисунки создаёт художник, а далее зависит от изделий. Для каких-то используют печать, что-то расписывают мастера. Сам Георгий вырезает лица популярным игрушкам Буратино. И в шутку называет себя «папа Карло».

«Сейчас у нас работает около 20 сотрудников. По каждому направлению занят один мастер. К сожалению, какие-то профессии уходят – старые работники не могут передать своё дело молодёжи, которой не интересно создавать что-то руками. Поэтому мы стараемся автоматизировать процессы, когда это возможно», – рассказывает Георгий.

Самыми востребованными остаются настольные игры. Например, серии для развития памяти «Мемори» с животными, птицами, флагами мира, музыкальными инструментами и не только. Найти их можно на маркетплейсах Озон и Wildberries, где у «Царицынской игрушки» есть собственные витрины.

Также предприятие изготавливает конструкторы под заказ по методикам, которые используют в детских садах. А музеи, в том числе Третьяковская галерея, просят создавать для них сувениры из дерева.

Интересным был проект украшения к Новому году московского ГУМа, для которого создали трёх больших деревянных коней.

Социальное предпринимательство

Георгий не сразу узнал, что его предприятие относится к социальным. В центре «Мой бизнес» объяснили, что сохранение культурных традиций, вклад в развитие детей позволяют получить статус и войти в Реестр СП.

Для компании это открывает новые возможности – государство готово поддерживать подобные проекты.

«Для нас важна помощь при участии в выставках, ведь через них мы не просто находим новых покупателей, но и рассказываем о себе. Люди могут подержать игрушки в руках, собрать головоломку. Кроме того, нам помогли пройти международную сертификацию», – делится Георгий.

А ещё статус социального предприятия привлёк экспертов Фонда «Наше будущее», которые готовили пресс-тур в Волгоград для журналистов федеральных СМИ. Благодаря информационной поддержке о «Царицынской игрушке» узнало ещё больше жителей России.

Автор: Юлия Кожева

Источник: портал «Новый бизнес СП»