Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Социальный проект Milok: как вязаные вещи помогают бабушкам из глубинки

Всего год назад в Нижегородской области появился необычный социальный проект. Он объединил бабушек-мастериц из нескольких областей, которые любят вязать, стилистов и покупателей, которым важны вещи, созданные с душой. Название у нового бренда вязаных вещей говорящее, напоминает уютный бабушкин дом, в который так приятно приехать, чтобы услышать: «Здравствуй, внучок, мой милок!» Осенью 2023 года проект получил признание на конкурсе Фонда «Наше будущее» #Яменяюмир. О том, как возникла идея, как устроена работа, кто помогает новому предприятию, читайте в интервью с основателями бренда Milok Юлией Моховой и Дарьей Татаровой.

– Каким был ваш путь до создания проекта Milok?

– По образованию я экономист, поэтому тема бизнес-планов и расчетов мне очень близка. К тому же я успела получить предпринимательский опыт – с 2009 по 2015 годы я была совладельцем стрелкового клуба, – делится Дарья Татарова. – В какой-то момент более интересным показалась сфера продвижения. Сейчас, помимо развития бренда, руковожу отделом интернет-маркетинга. А еще работаю как коуч.

А Юлия – пиарщик и предприниматель со стажем. Впервые она пришла в бизнес в 23 года: в 2007 году открыла собственное коммуникационное агентство. Но в 2008 году из-за экономического кризиса первый проект пришлось свернуть. Уже в 2011 году Юлия стала региональным руководителем федерального агентства, а затем создала собственное – JM Communications, которое сотрудничает с крупнейшими российскими брендами. Юлия преподает и поддерживает руководителей пресс-служб в качестве ментора. В какой-то момент этого стало мало, захотелось больше смысла, нужна была миссия. Milok стал идеальным проектом, улучшающим жизнь общества, – такое доброе, хорошее дело, которое решает предпринимательские задачи и помогает людям.

– В 2022 году вы вместе придумали это необычное социально ориентированное предприятие. Как пришли к такой идее?

– Все началось с того, что я никак не могла выбрать себе свитер. Все вещи были либо связаны из некачественных материалов, либо стоили слишком дорого. В этот же день я увидела трогательное видео, где бабушка на кассе не могла заплатить за базовый набор продуктов. Ей помог парень из очереди… В этом видео расплакались все: и бабушка, и кассир, а еще и я, – продолжает Дарья.

Юлия поддержала мою мысль о том, насколько много контрастов в современном обществе. С одной стороны, есть много трудолюбивых бабушек, которые вяжут носки и другие теплые вещи и готовы продавать их в переходах метро. С другой, – молодое поколение покупает дизайнерские модели по цене, которую пожилым людям даже сложно представить.

В этот день был сделан первый шаг к запуску бренда модной одежды, связанной руками бабушек, нуждающихся в поддержке.

– В чем уникальность вашего проекта? Разве подобных инициатив еще не было?

– Мы изучили потенциальных конкурентов, хотя я до сих пор считаю, что в этой нише нет конкурентов, и чем больше бизнесов старается помочь пожилому поколению или другим незащищенным слоям населения, тем лучше, – рассказывает Дарья. – Мы видели похожие инициативы, но модели товаров нам показались старомодными, что привыкли вязать сами бабушки. Мы же захотели пойти чуть дальше, соединить традиции и современность.

– Уникальность нашего проекта в сочетании многих факторов, – добавляет Юлия Мохова. – Мы предлагаем покупателям модные фасоны, созданные из премиальной пряжи трендовых цветов добрыми бабушкиными руками. К изготовлению вещей мы стараемся привлекать бабушек, которые действительно нуждаются в поддержке, а к разработке дизайна изделий – стилистов, разделяющих наши ценности.

Каждой бабушке мы оплачиваем работу сразу, еще до того, как продаем вещь. А еще инвестируем 10 % от стоимости каждого изделия в другие социальные проекты и жертвуем на благотворительность.

– Как искали первых бабушек-вязальщиц?

– Первыми мастерицами стали знакомые нам люди. Мы запустили проект летом 2022 года, хотя это был не сезон для покупки вязаных вещей. Но ждать не хотелось. Опубликовали серию постов в соцсетях, где описали идею, и получили колоссальную поддержку от друзей и совершенно незнакомых людей. Нам начали писать внуки, которые рассказывали о своих бабушках. Постепенно собрали базу, а затем начали обсуждать партнерство с благотворительными фондами, чтобы найти тех, кто больше всего нуждается в поддержке, – делится Дарья.

Параллельно работали со стилистами. Сначала знакомыми, потом на рассылку ответила ютуб-блогер Тоня Дженсен, вместе с которой мы создали асимметричный свитер – пожалуй, самое необычное для наших бабушек изделие. Также в нашей коллекции есть капор в технике кроше (по прототипу популярного на Pinterest изображения). Ее еще называют «бабушкин квадрат», что особенно нравится нашим покупательницам.

За первый год Milok разработал зимнюю и летнюю коллекции одежды, созданные разными стилистами, собрал вокруг себя более 30 бабушек из российской глубинки.

– Как придумали название бренда?

– Милок – это отсылка к очень доброму, теплому слову, которым называют бабушки своих детей и внуков. Именно так обращалась к Юле ее бабушка. Через слово мы постарались передать теплоту той вещи, которую получит покупатель: не только физическую, но и душевную, – поясняет Дарья.

Наши клиенты перешли с быстрой моды на slow-fashion: они совершают вдумчивые покупки, которые прослужат им не один сезон. Это чаще всего успешные женщины старше 25 лет, которые могут занимать руководящую должность или увлекаться творчеством. Объединяет их тема сострадания и помощи другим. Для них покупка – не просто очередной свитер в гардеробе, а что-то намного большее – то, о чем можно рассказывать друзьям или носить с особым чувством доброты.

– Поделитесь, пожалуйста, успехами бренда.

– Наш проект заметили почти сразу. Первая награда была от родного Нижегородского региона – Milok стал финалистом регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года», который проводил ЦИСС и Центр «Мой бизнес». Дальше была победа в специальной номинации «Лучший бизнес-проект» премии «Герои городов» корпорации МСП и ВЭБ.РФ.

– Вы стали финалистом конкурса #Яменяюмир Фонда «Наше будущее» в номинации «Амбассадоры СП». Что для вас значит эта победа?

– Мы следим за новостями вокруг темы социального предпринимательства, так как это направление очень близко для нас. В ближайших планах – войти в Реестр СП. Когда увидели пост о старте конкурса, сразу приняли в нем участие, – рассказывает Дарья. – Известие о победе очень обрадовало. Стало очевидно: то, что мы делаем, – это правильно и полезно, мы помогаем социально незащищенным людям, и это заметно участникам рынка.

Мы очень рады и благодарны, что проект признали социально значимым и достойным награды. Важно и то, что благодаря победе, о которой рассказывают в публичном пространстве, вырастет число партнеров и адептов нашей инициативы, а значит, что еще больше пожилых людей получат поддержку, – уверена Юлия.

Фото из архива Milok

Автор: Юлия Кожева

Источник: Новый бизнес СП