Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Александр Балакшин: секрет успеха предпринимателя в дореволюционной России

В 1901 году Министр финансов России С.Ю. Витте поддержал проект по организации в Сибири нового кооператива – Союза сибирских маслодельных артелей. На развитие инициативы выделили государственную субсидию – по 7 тысяч золотых рублей в течение трёх лет. Так началась история крупнейшего дореволюционного отечественного предприятия.

Не просто идейный организатор

У истоков большого дела стоял один человек – Александр Николаевич Балакшин. История его жизни не совсем обычна. Родился будущий предприниматель в городе Ялуторовске Тобольской губернии, где отбывали ссылку декабристы. Купеческая семья Балакшиных дружила с И.Д. Якушкиным, И.И. Пущиным и Е.П. Оболенским. Юноша вполне мог пойти по пути сверстников, увлеченных революционными идеями, и затеряться в ссылках и тюрьмах. Но он решил менять жизнь страны по-другому.

К 1876 году Александр успел поработать конторщиком, организовать земледельческую коммуну и открыть вместе с компаньоном Андреем Ванюковым крахмало-паточный завод. Как управлять сельхозпредприятием Балакшин не знал, учился всему в процессе. Например, внедрил систему шести- и семипольных севооборотов и создал опытное поле по акклиматизации различных сортов картофеля.

Александр Николаевич оказался талантливым управленцем, к тому же, он чутко следил за тенденциями развития рынка. В 1886 году в Сибири появился первый маслодельный завод и с помощью новинки – сепаратора Лаваля, производить не примитивное топлёное, а высококлассное сливочное масло начали многочисленные мелкие предприятия. Стало понятно, что за этим продуктом будущее. Действительно, российское масло было очень качественным. Его даже закупали и выдавали за своё торговцы из Дании.

В 1895 году Балакшин принял участие в организации первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки Тобольской губернии в Кургане. На ней, в том числе, устроили павильон, где показывали, как происходит процесс сбивания масла.

Развитие сельского хозяйства в Сибири

Достижения сибиряков впечатлили посетителей выставки. В 1897 году Александра Николаевича назначили руководителем Курганского отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства (МОСХ). И в это же время он открыл два собственных маслодельных завода. Сразу пришло понимание, что с продуктом нужно выходить на иностранный рынок. Чтобы изучить все возможности, предприниматель отправил в Европу сына Андрея.

Нужно отметить, что спрос на масло привёл к росту поголовья скота: на пастбищах только Томской губернии в конце 19 столетия насчитывалось 2 миллионов коров. А по сведениям историков, в 1895 году за границу отправили 5 тысяч пудов готового продукта.

Качество сибирского масла местные производители подтверждали на конкурсе МОСХ – лучших награждали премией.

Кооператив сибирских маслоделов

Главной проблемой были низкие закупочные цены. Большую часть сбытового рынка захватили иностранцы. Сами крестьяне и небольшие заводы (которых к концу XIX века насчитывалось 275) не имели возможности настаивать на честной стоимости товара.

В 1901 году Балакшин выступил на Курганском съезде маслоделов. Он предложил крестьянам создать кооператив, самостоятельно строить маслозаводы, производить и продавать сливочное масло. Тогда-то и отправили ходатайство в Министерства финансов и земледелия. И государство поддержало смелую инициативу.

В 1902 году был организован первый кооператив сибирских маслоделов: «Организация по устройству кооперативных маслоделен», где Балакшин работал на общественных началах.

Ассоциация выдавала крестьянам, у которых были коровы, казённые ссуды на постройку артельных маслодельных заводов. Планы постройки передавали бесплатно, рассказывали о новых технологиях, издавали газету, проводила конкурсы маслоделов.

Сразу после создания «Организации» на Балакшина и партнёров начались нападки – их обвиняли… в попытке развала отрасли. «Дело крестьян – держать коров и сдавать молоко, дело перекупщиков – скупать молоко, дело заводчиков – взбивать масло, а дело экспортёров – экспортировать. Так было, так есть, и так будет! Зачем она нужна, эта кооперация?», – писали оппоненты.

Но оказалось, что кооператив – достаточно устойчивая модель. За пять лет «Организация» создала в Сибири 270 артельных маслозаводов, которые объединяли 52 000 крестьянских хозяйств.

Союз сибирских маслодельных артелей

Свои коррективы в работу внесла революция 1905–1907 года. Правительство больше не уделяло внимания инициативе сибирских предпринимателей, начались политические репрессии.

В ноябре 1907 года Александр Николаевич собрал представителей 12 устойчивых крупных артелей Кургана и предложил создать «Союз сибирских маслодельных артелей» с учредительным капиталом в 20 тысяч рублей. Приняли устав, участники внесли паевые взносы, и работа началась.

Крестьяне охотно вступали в кооператив. Опытные специалисты в деревнях помогали устроить фермы для племенного скота, обучали уходу и основам питания животных. Открывались мастерские, торговые лавки, а главное – можно было не беспокоится о реализации продукции.

В 1912 году Балакшин договорился с английской компанией «Лонсдейл» о продаже масла под брендом «Юнион». Это позволило сократить цепочку посредников. Теперь продукцию из Сибири напрямую поставляли в Европу, США и Китай. Всего за рубежом работало 16 филиалов.

Благодаря энтузиазму Александра Николаевича и его кооперативу Россия заняла второе место в мире по экспорту масла. К 1914 году в Союз входили порядка 500 тысяч крестьян, которые содержали 3 млн коров.

Кооператив работал и во время Первой мировой войны. Его деятельность приостановили только в 1920 году.

По материалам: predsedatel-apk.ru, makersofsiberia.com.

Фото: www.russkiymir.ru, коллекция снимков С. М. Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса США

Автор: Юлия Кожева

Источник: портал Новый бизнес СП