Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Социальное предпринимательство: из века XIX в XXI столетие

Десятки тысяч человек из незащищенных категорий получили работу, новую специальность и обрели постоянное место для жизни. Таким был результат одного из первых социально предпринимательских проектов в России. И произошло это не в XXI и даже не в XX, а в конце в XIX столетия. Тогда в Кронштадте открылся первый дом трудолюбия.

Предпосылки

Основателями необычного для своего времени учреждения стали святой праведный Иоанн Кронштадтский и барон Отто Буксгевден. На самом деле и в России, и в Европе была известна практика создания работных домов. В них чаще всего отправляли нищих, бездомных, которые были обязаны трудиться за еду и кров. Более редкими были заведения, где обедневшие мужчины и женщины получали приют и работу, а дети и подростки – востребованную профессию.

Отец Иоанн, который служил в одном из неблагополучных мест империи, считал, что просто раздавать милостыню и, тем более, наказывать тех, кому итак сложно жить, – неверное решение. В Кронштадт, во второй половине XIX века выслали нудобных, с точки зрения власти, людей: нищих, алкоголиков, мелких преступников. А местное население зависело от навигации и по несколько месяцев оставались без работы.

Отец Иоанн служил в соборе Св. Андрея Первозванного с 1855 году и хорошо знал о бедственном положении прихожан и жителей города. Когда в 1864 году в империи приняли «Положение о приходских попечительствах при православных церквах», он задумал создать такую организацию. Однако формат решил изменить – не просто собирать деньги на благотворительность, но побуждать людей жить своим трудом. Помощником священник выбрал юриста, товарища военно-морского прокурора барона Отто Буксгевден, который пользовался большим уважением в обществе. Кстати, именно этот человек позже помог тиражировать успешный опыт Кронштадта.

В 1872 году отец Иоанн обратился с призывом к благополучной части горожан. В газете «Кронштадтский вестник» одна за другой появились 2 заметки. В частности, он писал: «Опять я обращаюсь к обществу с покорнейшей просьбой обратить внимание на кронштадтских нищих мещан, приписанных Палатою к Кронштадту и не имеющих в нем никакой оседлости, приискать или сделать для них общее помещение и каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться и одеваться».

Настоящая экосистема

Уникальной особенностью дома трудолюбия стал формат его организации. Здесь в одном пространстве собрали несколько, как бы сейчас сказали, проектов. Один – по трудоустройству мужчин и женщин в ремесленных мастерских – пенькощипальной, картузной, сапожной, переплётной, белошвейной. Второй, образовательный, включал обучение мальчиков сапожному делу, а девушек – рукоделию. Третий, социальный, состоял из ночлежного приюта, бесплатной амбулаторной лечебницы, недорогой народной столовой. Кроме того, в доме трудолюбия заботились о просвещении и образовании: действовали народная читальня, детская библиотека, рисовальные классы, воскресная школа, начальное народное училище.

А ещё здесь обустроили своеобразный детский сад с яслями для малышей, за которыми некому было присматривать в течение дня. На лето детей отправляли отдыхать за город.

Ежегодно создателям социального предприятия удавалось трудоустроить около 25 тысяч человек. Интересно, что в Кронштадте не замыкались на нескольких популярных специальностях. Постепенно сложилась система найма прислуги по всей России: например, образованные бедные женщины могли получить работу через представителей дома трудолюбия в разных городах империи.

Таким образом были реализованы сразу несколько принципов социального предпринимательства: людям из неблагополучных слоёв населения давали работу, общество получало видимую пользу, а дом трудолюбия зарабатывал средства на своё содержание.

Социальный эффект

В XIX веке никто не задумывался о социальном эффекте от проекта. Главным тогда было помочь людям выбраться с улицы или встать на ноги. Но на самом деле благодаря дому трудолюбия решались серьезные проблемы. Вместо нищих, которые просили подаяние и угрожали безопасности городского населения, страна получала ответственных работников. Люди могли прожить в доме трудолюбия от месяца до нескольких лет, чтобы накопить небольшой капитал, обзавестись одеждой и инструментами. Также ремесленникам выделяли сырье для производства продукции. Был организован сбыт через лавки и рынки по всей стране.

Государство оценило успехи Кронштадтского дома трудолюбия и начало создавать аналогичные учреждения по всей стране. Изменилось отношение к подопечным – они могли свободно приходить или уходить из заведений. Система работала до 1917 года. В современной России опыт возобновили. Например, в Москве действует дом трудолюбия «Ной», а в Екатеринбурге – «Урал».

Фото: sobory.rumiloserdie.ru, cont.ws

Автор: Юлия Кожева

Источник: Новый бизнес СП