Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

О трудах и судьбах «железнодорожных королей»: Денис Андреевич фон Мекк в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей

«История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы», — сказал однажды немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Но, возможно, живые судьбы неравнодушных людей, ставших частью Истории, все-таки могут научить нас добру и созиданию? 26 апреля гости Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей вспомнили труды и судьбы «железнодорожных королей» на встрече с президентом Международного благотворительного фонда имени Н. Ф. фон Мекк Денисом Андреевичем фон Мекк. Лекция «Железнодорожная династия фон Мекков. Нет прав без обязанностей» состоялась в рамках проекта Департамента города Москвы по конкурентной политике «Поставщики: история в лицах».

«Кому много дано, с того много и спросится», — сказано в Евангелии от Луки. Многие представители семьи фон Мекк отличались замечательными талантами и воспринимали их не только как преимущество, но и как ответственность. Получив специальное инженерное образование (в отличие от других «железнодорожных королей» того времени), Карл Федорович фон Мекк (1821 -1876) работал терпеливо и ответственно, не ожидая немедленной сказочной прибыли. Небеса наградили Карла Федоровича еще одним даром: чуткой и преданной спутницей жизни, верившей в его незаурядные предпринимательские способности. Надежда Филаретовна фон Мекк (1831–1894), известная как лучший друг и ангел-хранитель величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского, была наделена редким талантом любви, эмпатии и вдохновения. Их сын Николай Карлович (1863–1929) построил в 20 раз больше, чем отец, начав карьеру с должности кочегара депо, причем не на «семейной», а на Николаевской железной дороге. Энергичный и вечно деятельный, он увеличил протяженность Московско-Казанской железной дороги с 233 до 2,1 тысячи верст, начал строительство «города-сада» для служащих собственного железнодорожного предприятия на территории современного города Жуковский и поселка Кратово, украсил Москву уникальным в своем роде Казанским вокзалом, стал новатором в области холодильных установок, был широко известен как коллекционер и благотворитель…Хочется верить, что заслуги Николая Карловича однажды войдут в школьные учебники истории, а в нынешнем году многие вспомнят его светлое имя в связи со 160-летием со дня рождения.

Для кого же строили дороги, вокзалы и мосты «железнодорожные короли» с немецкой фамилией? Их судьбы не оставляют сомнений в том, что свой труд они посвящали России и русскому народу, не ожидая благодарности и вечной славы. И все-таки спустя более 100 лет мы можем поблагодарить своих достойных соотечественников доброй памятью и уважением к созидательному труду. Каждый из них оправдал девиз «Нет прав без обязанностей» на вензеле Надежды Филаретовны фон Мекк, проявляя заботу и внимание по отношению к работникам семейного предприятия, деловым партнерам и одаренным деятелям искусства. Именно такие примеры не оставляют сомнений в том, что благотворительность – не просто красивое слово, а поступки, способные изменить к лучшему жизнь ближних. Подробнее о роли семьи фон Мекк в истории нашей страны можно узнать, «побывав» в виртуальном музее Дениса Андреевича фон Мекк http://von-meck.info//

Фотограф: Василий Федосов

Автор: Ирина Чепайкина