Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Календарь по истории российского предпринимательства. Декабрь 2022

Каждый месяц календарь Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и созидательными делами. Декабрьская страница посвящена Путиловскому заводу.
Путилов_ядра к пушке.jpg
Первая продукция завода: ядра к пушке «Единорог» (1801 г.)Путиловский завод ведет свою историю с 1801 года, когда по указу императора Павла I Кронштадтский литейный завод, основанный еще в 1789 году на острове Котлин, был переведен в Санкт-Петербург.
3 (15) апреля 1801 года на новом заводе было отлито первое пушечное ядро. В январе 1868 года убыточное предприятие приобрел Николай Иванович Путилов. С этого времени началась новая история завода, который стали называть Путиловским.Н.И. Путилов происходил из семьи мелкопоместных дворян. Служа в Морском министерстве в годы Крымской войны, в кратчайшие сроки организовал производство паровых машин и котлов для канонерских лодок, корветов и клиперов, необходимых для защиты Санкт-Петербурга.Путилов_портрет мал.jpg

После увольнения со службы в 1857 г. создал в Финляндии три металлургических предприятия, использующих озерную руду. Совместно с инженером П.М. Обуховым в 1863 г. основал сталелитейный завод (ныне — ОАО «ФГУП Обуховский завод»). В 1876 г. начал строительство Санкт-Петербургского морского канала, которое было завершено в 1885 г.Календарь по истории российского предпринимательства. Декабрь. 2022, изображение №3

15 июня 1867 г. Н.И. Путилов заключил договор с Департаментом Железных дорог на устройство в течение 7 лет завода по выделке рельсов для правительственных железных дорог. В декабре 1867 г. ударили сильнейшие морозы — на Николаевской железной дороге полопались рельсы, закупленные в Англии, возникла опасность остановки движения. 2 января 1868 г. Н.И. Путилов получил от правительства заказ на 5 тысяч пудов рельсов ежесуточно с началом поставки через 18 дней после принятия заказа. Он смог привлечь, обучить работников и наладить производство, и 20 января 1868 г. начался выпуск рельсов.Образцы рельсов, изготовленные на Путиловском заводе
Образцы рельсов, изготовленные на Путиловском заводе

Н.И. Путилов стал производить рельсы более высокой прочности, со стальной головкой, открыл способ использования старых непригодных рельсов. Одним из первых стал использовать бессемеровский способ, и стал производить мягкую сталь. Завод изготавливал перекрытия и опоры для мостов, инструменты, узлы для паровозов, грузовые и пассажирские вагоны.Наружный вид башенной мастерской завода
Наружный вид башенной мастерской завода

При заводе была открыта школа и вечерние классы, где преподавали черчение, геометрию, технологию. В 1870 г. на Всероссийской промышленной выставке Н.И. Путилов получил высшую награду — право «… употребления на выставках и изделиях изображения государственного герба».Календарь по истории российского предпринимательства. Декабрь. 2022, изображение №6

В 1870 г. по случаю прокатки 4-х млн пудов рельсов представители Царскосельской железной дороги преподнесли Н.И. Путилову золотой жетон для проезда по дороге со словами: «Первая русская железная дорога — первому русскому рельсовому заводчику».Календарь по истории российского предпринимательства. Декабрь. 2022, изображение №7

В 1872 г. Н.И. Путилов основал «Общество Путиловских заводов», в которое вошли три завода в Финляндии и два в Санкт-Петербурге. В начале XX в. Общество стало одним из лидеров России и Европы в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении. В 1912 г. Общество выпускало продукции на 12,8 млн руб. при численности рабочих 7126 человек.

Николай II в башенной мастерской завода (1915 г.)
Николай II в башенной мастерской завода (1915 г.)

С 1922 г. завод стал называться «Красный путиловец», а в 1934 г. — Кировский, в память о С.М. Кирове.

«Красный путиловец»
«Красный путиловец»

В 20-30-е гг. завод выпускал сталь, металлопрокат, паровозы, вагоны. В годы Великой Отечественной войны большая часть оборудования и около 15 000 кировцев с семьями были эвакуированы на Урал. С конца 1939 г. по май 1945 г. завод произвел более 18 000 тяжелых танков и САУ (около 20% от общего количества).

Производство САУ на Челябинском Кировском заводе
Производство САУ на Челябинском Кировском заводе

В блокадном Ленинграде оставшиеся сотрудники завода выпускали боеприпасы, ремонтировали танки и бронетехнику. В 1962 г. завод стал производителем самого мощного в мире колесного трактора — «Кировец».Первый трактор «Кировец» выходит из ворот завода
Первый трактор «Кировец» выходит из ворот завода

В 1992 г. Кировский завод был преобразован в акционерное общество. В настоящее время в группу компаний «Кировский завод» входит более 20 компаний, которые выпускают тракторы, буровую технику, турбогенераторы для ледоколов, оборудование для тепло- и гидроэнергетики, металлургическую продукцию и многое другое. Количество работающих — 7000 человек. Продукция экспортируется во многие страны мира. На предприятии действует Музей истории и техники Кировского завода.Календарь по истории российского предпринимательства. Декабрь. 2022, изображение №12

В 2020 г. в честь 200-летия Н.И. Путилова открыт памятник у проходной Кировского завода.
Календарь по истории российского предпринимательства. Декабрь. 2022, изображение №13

Источник: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей