«Доброе имя лучше большого богатства», — не сомневался мудрый царь Соломон. И все-таки порой богатство становится не препятствием, а фундаментом для доброго имени и благодарной памяти потомков. Именно такое имя прозвучало 14 октября на лекции искусствоведа Елены Леонидовны Борзовой «Морозовы. Семейный портрет в интерьере», организованной Театральным салоном «Сцена 23″ (https://www.scena23.ru).
Говорят, основатель династии Савва Васильевич Морозов когда-то выходил из родного села Зуева на рассвете, чтобы предложить свой товар разборчивым городским покупателям. Шли годы, и среди его потомков оказалось немало меценатов и благотворителей, способных не только заметить нужду ближнего, но и откликнуться на нее добрым поступком. К примеру, вдова одного из совладельцев Тверской мануфактуры, Варвара Алексеевна Морозова (урожденная Хлудова) основала Психиатрическую клинику им. А. А. Морозова при Императорском университете в память о покойном супруге, учредила первую общедоступную библиотеку Москвы (ныне -библиотека-читальня им. И. С. Тургенева), а также участвовала в создании ряда учебных заведений — Ремесленного училище им. В.А. Морозовой на Покровке, 2-го Рогожского женского начального училища, Народного университета им. А.Л. Шанявского, жертвовала средства на строительство зданий для Пречистенских рабочих курсов и общежития Императорского технического училища А вот сыновья Варвары Алексеевны, оставили будущим поколениям вечную красоту, созданную талантом русских и западноевропейских художников. Так, Михаил Абрамович Морозов впервые привез в Россию полотна Ван Гога, Мунка и Гогена, наметив за свою недолгую жизнь пути поиска для младшего брата Ивана. Последний, будучи неторопливым и основательным по природе, собрал коллекцию, ставшую основой собраний французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также множество работ выдающихся русских живописцев: Константина Коровина, Исаака Левитана, Натальи Гончаровой, Константина Сомова, Александра Головина.
Лекция профессионального искусствоведа – всегда открытие и событие одновременно. Благодаря знаниям и таланту Елены Леонидовны Борзовой гостям «Сцены 23» удалось взглянуть на знакомые и любимые произведения по-новому, заметить неброское, задуматься о неочевидном. А еще вновь вспомнить соотечественников, достойных не только внимания ученых-историков, но и благодарной памяти каждого из нас.
Материал подготовила: Ирина Чепайкина