Что такое дом? Крыша над головой, семейное гнездо или крепость, как заявил однажды английский правовед Эдуард Кок (1552–1634). Все это верно, но некоторые дома можно назвать своего рода учебниками истории: настолько подробно они «рассказывают» о своих владельцах и их времени. Таков и особняк золотопромышленника Николая Дмитриевича Стахеева на Новой Басманной улице, известный многим по фильмам «Семнадцать мгновений весны» (представительское имение Германа Геринга), «Последняя жертва» (1975 г.) и даже телепередаче «Битва экстрасенсов».
Вся Москва стремилась увидеть диковинную для конца XIX века наружную иллюминацию городской усадьбы, которая завораживала своей классической красотой даже далеких от искусства и архитектуры людей. Говорили, что хозяин ничего не делает наполовину. У него все грандиозно: заработки, траты на благотворительность, проигрыши в европейских казино…Наверное, именно широкая и азартная натура помогла Николаю Дмитриевичу преумножить отцовские миллионы в восемь раз. Родился он в городе Елабуга в семье местных неофициальных «императоров» — знаменитых предпринимателей Стахеевых. Отец Николая Дмитриевича, купец первой гильдии Дмитрий Иванович Стахеев (1819—1888) прославился не только деловой смекалкой, но и вниманием к нуждающимся. Его жена Александра Ивановна, урожденная Шишкина, приходилась родной сестрой знаменитому пейзажисту Ивану Шишкину. Наверное, во многом благодаря своему незаурядному дяде Николай Дмитриевич научился прекрасно разбираться в искусстве и впоследствии стал одним из самых известных московских коллекционеров живописи. Отец и сын Стахеевы щедро поддерживали художника, давали ему возможность творить, не беспокоясь о завтрашнем дне. Впрочем, представители этой семьи всегда отличались особым, деятельным неравнодушием к ближним. Еще в начале 1870-х годов появился «Благотворительный братьев Д. и И. Стахеевых комитет», призванный поддерживать строительство храмов, приютов и учебных заведений для нуждающихся, а также благоустройство Елабуги. Благодаря Ивану Стахееву в городе были построены: женская богадельня на 60 мест, сиротский воспитательный дом, Казанско-Богородицкий женский монастырь и каменный мост. Его брат Дмитрий, служивший городским головой, направлял все свое жалование на нужды родной Елабуги, построил удобную дамбу и лестницу к пристани. Благодаря братьям Стахеевым бедные получили возможность питаться в бесплатной столовой при мужской богадельне, а способные горожане – обучаться ремеслам и духовным наукам.
Как же началась история этого неординарного даже для богатой талантами России купеческого рода? Если верить преданию, то предок Стахеевых родился на новгородской земле и начал торговую деятельность в XVIII веке, перебравшись в Елабугу. Не зарывая свои коммерческие таланты в землю, предприниматели довольно быстро стали крупнейшими российскими монополистами, которых можно смело поставить в один ряд с Морозовыми и Бахрушиными. Иван и Дмитрий Стахеевы расширили семейное дело благодаря успешной посреднической торговле хлебом, бакалеей, драгоценными металлами и другими товарами между центральными и отдаленными губерниями. Собственный флот позволил им со временем освоить одно из самых прибыльных и перспективных направлений коммерции -торговлю нефтяными продуктами. Акциями предприятий Стахеевых владел даже император Николай II, а концерн Путилова — Стахеева — Батолина, основанный в 1916 году, стал одним из самых успешных коммерческих объединений начала прошлого века.
Московская летопись жизни Стахеевых ведет начало с 1890-х годов, когда Николай Дмитриевич начал скупать землю и строить доходные дома, один из которых теперь известен как самый уютный книжный магазин столицы -«Библио-Глобус». А знаменитый особняк на Новой Басманной был построен в 1898—1899 гг. архитектором Михаилом Бугровским при участии скульптора В. Г. Гладкова. Этот шедевр эклектической архитектуры до сих пор впечатляет удивительной элегантностью и гармоничным сочетанием стилей. Парадный холл с почти царской беломраморной лестницей, готическая столовая, мавританская курительная, бальный зал с роялем, кабинет с фрегатом и старинными портретами как будто все еще ждут ненадолго отлучившихся хозяев. Говорят, что именно благодаря дому на Новой Басманной Николай Дмитриевич Стахеев стал прототипом Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев». С 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (позднее Министерства путей сообщения). Однажды на улице дружинники схватили бывшего владельца дома, который во время допроса предложил «железному Феликсу» Дзержинскому показать тайник с драгоценностями в обмен на возможность уехать за границу или получать пожизненную пенсию. Дзержинский сделку одобрил, а вездесущие журналисты «Гудка» Илья Ильф и Евгений Петров взяли интервью у Николая Дмитриевича, подарив ему вторую жизнь на страницах своего бессмертного романа. В 1940 году особняк стал клубом (ныне -Центральный дом) детей железнодорожников с многочисленными кружками и секциями для юных талантов, среди которых когда-то можно было встретить молодых Олега Даля, Валентину Толкунову и Олега Басилашвили.
Чему учит нас история Николая Дмитриевича Стахеева? Наверное, умению использовать свой талант на благо семье и ближним, не боясь неизбежных потерь и рисков. Этот энергичный и по-своему неугомонный предприниматель преумножил наследственные капиталы, превратил захолустную Алушту в очаровательный курортный город, украсив его виллой «Отрада» (современный Центр детского творчества на Перекопской улице), не жалел средств на благотворительность и ставки за игорным столом… Николая Дмитриевича нельзя назвать святым – лишь неравнодушным, деятельным и щедрым. Но разве этого мало, чтобы хранить благодарную память о нем и поближе рассмотреть одно из лучших украшений Новой Басманной?
Автор: Ирина Чепайкина