Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Дела и дома купеческие

Что такое дом? Крыша над головой, семейное гнездо или крепость, как заявил однажды английский правовед Эдуард Кок (1552–1634). Все это верно, но некоторые дома можно назвать своего рода учебниками истории: настолько подробно они «рассказывают» о своих владельцах и их времени. Таков и особняк золотопромышленника Николая Дмитриевича Стахеева на Новой Басманной улице, известный многим по фильмам «Семнадцать мгновений весны» (представительское имение Германа Геринга), «Последняя жертва» (1975 г.) и даже телепередаче «Битва экстрасенсов».

Вся Москва стремилась увидеть диковинную для конца XIX века наружную иллюминацию городской усадьбы, которая завораживала своей классической красотой даже далеких от искусства и архитектуры людей. Говорили, что хозяин ничего не делает наполовину. У него все грандиозно: заработки, траты на благотворительность, проигрыши в европейских казино…Наверное, именно широкая и азартная натура помогла Николаю Дмитриевичу преумножить отцовские миллионы в восемь раз. Родился он в городе Елабуга в семье местных неофициальных «императоров» — знаменитых предпринимателей Стахеевых. Отец Николая Дмитриевича, купец первой гильдии Дмитрий Иванович Стахеев (1819—1888) прославился не только деловой смекалкой, но и вниманием к нуждающимся. Его жена Александра Ивановна, урожденная Шишкина, приходилась родной сестрой знаменитому пейзажисту Ивану Шишкину. Наверное, во многом благодаря своему незаурядному дяде Николай Дмитриевич научился прекрасно разбираться в искусстве и впоследствии стал одним из самых известных московских коллекционеров живописи. Отец и сын Стахеевы щедро поддерживали художника, давали ему возможность творить, не беспокоясь о завтрашнем дне. Впрочем, представители этой семьи всегда отличались особым, деятельным неравнодушием к ближним. Еще в начале 1870-х годов появился «Благотворительный братьев Д. и И. Стахеевых комитет», призванный поддерживать строительство храмов, приютов и учебных заведений для нуждающихся, а также благоустройство Елабуги. Благодаря Ивану Стахееву в городе были построены: женская богадельня на 60 мест, сиротский воспитательный дом, Казанско-Богородицкий женский монастырь и каменный мост. Его брат Дмитрий, служивший городским головой, направлял все свое жалование на нужды родной Елабуги, построил удобную дамбу и лестницу к пристани. Благодаря братьям Стахеевым бедные получили возможность питаться в бесплатной столовой при мужской богадельне, а способные горожане – обучаться ремеслам и духовным наукам.

Как же началась история этого неординарного даже для богатой талантами России купеческого рода?  Если верить преданию, то предок Стахеевых родился на новгородской земле и начал торговую деятельность в XVIII веке, перебравшись в Елабугу. Не зарывая свои коммерческие таланты в землю, предприниматели довольно быстро стали крупнейшими российскими монополистами, которых можно смело поставить в один ряд с Морозовыми и Бахрушиными. Иван и Дмитрий Стахеевы расширили семейное дело благодаря успешной посреднической торговле хлебом, бакалеей, драгоценными металлами и другими товарами между центральными и отдаленными губерниями. Собственный флот позволил им со временем освоить одно из самых прибыльных и перспективных направлений коммерции -торговлю нефтяными продуктами. Акциями предприятий Стахеевых владел даже император Николай II, а концерн Путилова — Стахеева — Батолина, основанный в 1916 году, стал одним из самых успешных коммерческих объединений начала прошлого века.

Московская летопись жизни Стахеевых ведет начало с 1890-х годов, когда Николай Дмитриевич начал скупать землю и строить доходные дома, один из которых теперь известен как самый уютный книжный магазин столицы -«Библио-Глобус». А знаменитый особняк на Новой Басманной был построен в 1898—1899 гг. архитектором Михаилом Бугровским при участии скульптора В. Г. Гладкова. Этот шедевр эклектической архитектуры до сих пор впечатляет удивительной элегантностью и гармоничным сочетанием стилей. Парадный холл с почти царской беломраморной лестницей, готическая столовая, мавританская курительная, бальный зал с роялем, кабинет с фрегатом и старинными портретами как будто все еще ждут ненадолго отлучившихся хозяев. Говорят, что именно благодаря дому на Новой Басманной Николай Дмитриевич Стахеев стал прототипом Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев».  С 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (позднее Министерства путей сообщения). Однажды на улице дружинники схватили бывшего владельца дома, который во время допроса предложил «железному Феликсу» Дзержинскому показать тайник с драгоценностями в обмен на возможность уехать за границу или получать пожизненную пенсию. Дзержинский сделку одобрил, а вездесущие журналисты «Гудка» Илья Ильф и Евгений Петров взяли интервью у Николая Дмитриевича, подарив ему вторую жизнь на страницах своего бессмертного романа. В 1940 году особняк стал клубом (ныне -Центральный дом) детей железнодорожников с многочисленными кружками и секциями для юных талантов, среди которых когда-то можно было встретить молодых Олега Даля, Валентину Толкунову и Олега Басилашвили.

Чему учит нас история Николая Дмитриевича Стахеева? Наверное, умению использовать свой талант на благо семье и ближним, не боясь неизбежных потерь и рисков. Этот энергичный и по-своему неугомонный предприниматель преумножил наследственные капиталы, превратил захолустную Алушту в очаровательный курортный город, украсив его виллой «Отрада» (современный Центр детского творчества на Перекопской улице), не жалел средств на благотворительность и ставки за игорным столом…  Николая Дмитриевича нельзя назвать святым – лишь неравнодушным, деятельным и щедрым. Но разве этого мало, чтобы хранить благодарную память о нем и поближе рассмотреть одно из лучших украшений Новой Басманной?

Автор: Ирина Чепайкина