Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Это целая планета! Как социальный бизнес развивается в Югре

Уже несколько лет в Югре бережно выстраивают экосистему социального предпринимательства, видя в этом инвестиции в будущее, в человеческий капитал, в уровень жизни населения. «Главное – не останавливаться на достигнутом!» – считает заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лариса Шанаурина. В округе апробируются новые подходы к развитию этой категории бизнеса, разрабатываются меры поддержки и законодательные инициативы. Как итог, число социальных предприятий региона, зарегистрированных в реестре, растет, а попасть в него считается знаком качества.

Об итогах формирования реестра, новых трендах экономики, профессиональном выгорании предпринимателей, доверии между бизнесом и властью рассказала Лариса Шанаурина в интервью «Новому бизнесу».

О доверии и ответственности

— Как вы оцениваете итоги формирования реестра социальных предпринимателей для Югры в этом году?

— В 2021 году социальные предприниматели проявили большую активность, чем в 2020-м. Если в прошлом году статус получили 204 социальных предприятия, то на 1 мая этого года таковых уже 257. А поскольку подача заявлений на вступление в реестр продолжается, то на сегодняшний день их уже 298.

Если брать по сферам деятельности, то в реестре лидируют предприятия сферы образования, социального обслуживания и спорта.

Мы видим, что быть социальным предпринимателем – это новый тренд. И люди действительно считают важным войти в реестр и получить статус социальное предприятие.

— Это благодаря грантам, которые появились в этом году, или доверию к реестру?

— Конечно, и в грантах причина, но не только. Я не раз от предпринимателей слышала, что в части поддержки их больше интересуют налоговые механизмы, образовательные программы, прозрачная регуляторная политика. Бизнесу важно понимание, что завтра правила игры не изменятся, и ему будет также комфортно развиваться, как сегодня. И мы стараемся транслировать это как можно шире. Рассказываем о том, что такое социальное предпринимательство, как это важно и как оно поддерживается. И здесь важно доверие, на его основании предприниматели вступают в реестр и становятся полноправными участниками рынка.

Сейчас у нас доля негосударственных поставщиков социальных услуг – 49 %. В 2016 году их было 23 %. А если брать отдельные сферы, например социальное обслуживание, то доля негосударственных поставщиков на рынке социальных услуг составляет 82 %. И это как раз результат взаимного доверия.

Но эту сферу необходимо совершенствовать. И социальные предприниматели, и СО НКО оказывают зачастую одни и те же услуги населению. Так почему бы не объединить для них меры поддержки? Для этого в регионе разработан модельный закон (подробнее о законодательной инициативе можно прочитать в интервью Романа Генкеля. – Прим. ред.). С одной стороны, мы хотим устранить дублирование мер поддержки. С другой, – ввести действительно равные конкурентные правила для социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей, чтобы было выгодно повышать качество услуг. Распоряжение о проекте закона о развитии общественно полезной деятельности было принято 1 октября 2021 года на заседании правительства автономного округа.

Об экономии и качестве

— А те, кто вошел в реестр и получил статус второй год подряд, как оценивают этот опыт?

— Многие считают, что было бы правильнее подтверждать статус раз в несколько лет, разумеется, при наличии репутации и опыта работы. Другие уверены, что раз вступили в реестр, то можно больше ничего не делать, цель достигнута. Третьи видят реестр неким знаком качества, это престижно. Четвертые интересуются: а в чем его выгода? И всем мы объясняем, что в дальнейшем социальное предпринимательство будет подтверждаться именно наличием статуса социального предприятия.

— Получается, сейчас в реестре почти 300 субъектов МСП Югры, признанных социальными предприятиями. Все ли вошли в реестр? Какой потенциал социального бизнеса в регионе?

— Потенциал огромный! Их поэтому с каждым годом и становится все больше, потому что возможностей для этого бизнеса масса! Когда мы начинали развивать социальный бизнес, задача была решить вопрос с дошкольным образованием. И уже есть города, где этот вопрос полностью закрыт государством и частным сектором экономики. Но растет спрос на услуги в сфере дополнительного образования. А еще есть спорт, охрана здоровья, культура, – какой простор для оказания качественных и востребованных услуг!

Опять же, сначала мы думали, что будет достаточно просто финансировать эту сферу и все. А когда погрузились, оказалось, что там столько всего, это целая планета! Изначально мы преследовали цель достичь благополучия населения, но сейчас мы понимаем, что социальный бизнес дает нам еще и экономию бюджетных средств!

О профессиональном выгорании и общении

— Год назад в регионе было 60 мер поддержки для социального бизнеса. Какие из них наиболее востребованные? Что просит сам бизнес?

— Конечно, мы продолжаем поддерживать этот вид бизнеса. И он может рассчитывать на финансовую, консультационную, компенсационную, налоговую и имущественную поддержку. Так, с 2022 года на 50 % уменьшается размер имущественного налога для социальных предприятий, состоящих в реестре.

Что касается 2020 года, то наиболее востребованными стали микрозаймы по льготной ставке. И, конечно, вхождение негосударственного сектора в предоставление услуг, которые раньше оказывали только бюджетные учреждения, дает свои результаты. На сегодняшний день мы передали 57 услуг для того, чтобы социальные предприниматели и СО НКО могли оказывать качественные услуги.

Но жизнь показывает, что предпринимателям нужна коммуникация. Так, слет социальных предпринимателей «СоциоДрайв-2021», который прошел при поддержке Фонда «Наше будущее», показал, как все соскучились по живому общению! Сколько там было вопросов, обмена опытом, коллабораций!

В этой же связке стоит проблема профессионального выгорания некоторых социальных предпринимателей. Это как раз то, что отличает социальный бизнес от любого другого, – когда люди вкладывают душу, чтобы решить проблемы общества. И так проработают лет 7–10 на изломе и говорят, мол, все, вычерпали себя до дна, тяжело.

— И как же им помочь?

— А тут как раз помогают живые слеты, акселерационные программы, в том числе с участием Фонда «Наше будущее», которые выдергивают их из этого состояния и приводят в ресурсное, и сразу появляется масса идей, новое видение, мышление, они готовы идти дальше и развивать свой бизнес.

— А если рассмотреть внутренний региональный продукт (ВРП), насколько большую долю занимает социальный бизнес? Является ли он помощью не только в социальной сфере, но и в экономике?

— У нас нефтяной край, и ключевую роль в формировании ВРП играет добыча полезных ископаемых (более 70 %). По сравнению с этим доля сферы услуг незначительна, но каждый год по чуть-чуть, но она растет, а вместе с ней растет и количество негосударственных поставщиков услуг социальной сферы. В реестре их более полутора тысяч организаций. Это хороший тренд.

О креативных индустриях и мечтах

— Югра – удивительный регион, который чутко реагирует на все новое, прорывное. Вы первыми приняли местный закон о социальном предпринимательстве и снова впереди всех уже с нормативным актом по креативным индустриям. В чем их значимость? Сколько таких предприятий в регионе? Почему важно развивать этот сектор?

— Югра – энергетическая база страны, а это всегда передовые технологии. А там, где новые идеи, креативное мышление, там и место для такого движения. К тому же, мы всегда стремимся диверсифицировать экономику. Одним из направлений этого стало социальное предпринимательство, а теперь и креативная экономика. Кстати, слияние этих двух веток вполне возможно.

Сейчас в реестре 86 субъектов МСП, связанных с креативным направлением бизнеса.

С принятием закона о креативных индустриях мы начали формировать экосистему для их развития. Задача стоит увеличить в ВРП долю креативных индустрий до 0,5 % – это будет очень серьезный шаг.

Для этого создан Центр инновационного технологического предпринимательства. Предусмотрены компенсационные, маркетинговые меры поддержки, помощь в продвижении и выходе на международные электронные площадки, различные меры по созданию инвестиционно-привлекательных условий, в том числе инфраструктурные (креативные кластеры, арт-резиденции и т. д.), и многое-многое другое.

Развитие креативных индустрий и социального предпринимательства – это инвестиции в будущее, это вклад в человеческий капитал.

— В целом, какие цели вы ставите в развитии социального предпринимательства?

— Задачи стоят амбициозные. Самое главное – не останавливаться, как только замедлишься, все, это уже вчерашний день. Поэтому важен поиск новых решений. Конечно, можно пойти простым путем: направлять средства в социальную сферу и ждать, что она будет развиваться сама по себе. Но повысится ли от этого качество социальных услуг? Ведь вся фишка в том, чтобы сделать равные условия для всех участников рынка.

Говоря о социальном предпринимательстве, нужно понимать, что один в поле не воин. Это не только департамент экономики, департамент образования или департамент социального развития, не только общественные организации и организации инфраструктуры поддержки, не только содружество предпринимателей, это целая экосистема социального предпринимательства и СО НКО. И мы ее создали. Теперь наша глобальная цель – сформировать в ней профессиональное сообщество. И первый шаг в этом направлении – новый закон о развитии общественно полезной деятельности.

Автор: Наталия Гладкая

Источник: НБ Социальное предпринимательство