Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

В ОП РФ представили книгу «Кристалл роста. К русскому экономическому чуду»

27 июля в Общественной палате РФ состоялась презентация книги «Кристалл роста. К русскому экономическому чуду», написанной заместителем Секретаря ОП РФ Александром Галушкой в соавторстве с заместителем полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Артуром Ниязметовым и членом Координационного совета при ОП РФ по национальным проектам и народосбережению Максимом Окуловым.

В книге исследуются причины и механизмы взрывного развития отечественной экономики в 1929–1950-х годах и подробно рассказывается, как их можно применить для построения в XXI веке уже российского экономического чуда.

Одновременно с началом презентации в свободном доступе была размещена электронная версия книги.

Помимо соавторов книги в презентации приняли участие советник Президента РФ и глава СПЧ Валерий Фадеев, писатель, публицист, блогер и разработчик компьютерных игр Дмитрий «Гоблин» Пучков, философ, политолог, социолог и общественный деятель Александр Дугин, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов, руководитель проекта ОНФ «Профстажировки 2.0» Илья Семин и другие.

Модератор дискуссии, руководитель службы экономических программ телеканала «Россия 24» Алексей Бобровский обозначил главный смысл книги: «У нас по-прежнему есть разделение на “красных” и “белых”, консерваторов и либералов, тех, кто выступает за определенный путь в экономике, и тех, кто придерживается совершенно других взглядов в смысле экономического развития. И сейчас самое время определиться, куда двигаться дальше».

О том, как появилась идея написать книгу, рассказал Артур Ниязметов: «Мы решили посмотреть, в какой же период были набольшие темпы экономического роста. Это оказался период с 1929 по 1955 годы в нашей стране. И это были наибольшие темпы не только в российской, но и в мировой экономической истории. Захотелось разобраться, как же так, потому что это на порядок выше, чем то, что мы наблюдаем в последние годы».

Александр Галушка уверен, что в отечественной экономической политике 1929–1955 годов были заложены решения многих проблем, с которыми в наши дни сталкивается Россия и весь мир.

«С точки зрения практики, администрирования государственной деятельности мы обнаружили очень качественные, очень продуманные программы развития. Это такая забытая практика. Напрашивается аналогия: в истории цивилизации бывают такие ситуации, когда что-то выдающееся удается создать, например акведуки в Римской империи, но эти достижения не сохраняются: распалась Римская империя, и акведуки строить перестали, начали рыть колодцы. Бывают определенные достижения, которые опережают время.

Посмотрите, с чем сталкивается мировая экономическая система. Французский экономист Тома Пикетти показал, что за последние 250 лет не решается, но только нарастает проблема социально-имущественного неравенства. Американский экономист Иммануил Валлерстайн показал в своих работах разрыв в мировой экономике между странами, которые составляют экономическое ядро, и теми, которые находятся на периферии. Далее разрыв между объемом реального сектора мировой экономики и объемом денег и денежных суррогатов растет экспоненциально. Обостряются экологические проблемы. А венчает все это утрата этносами развитых стран способности к естественному воспроизводству.

Опросы общественного мнения в нашей стране показывают, что на первом месте в “листе национального стыда” находится установка “богатая страна, а бедно живем”. Начиная с 2009 года — второй десяток лет — среднегодовые темпы роста нашей экономики составляют менее одного процента в год. Восьмой год подряд падают реальные доходы населения. Нарастает демографический кризис.

Какова социально-экономическая система будущего? Какая экономическая система обеспечит рост и благополучие людей? Вывод, к которому мы пришли: в экономической системе нашей страны 1929-1955 годов мы имеем прототип экономической системы будущего», — поделился он.

Александр Галушка отметил теорию конвергенции выдающегося американского экономиста Джона Гелбрейта, сторонниками которой являются лауреат Нобелевской премии по экономике Ян Тинберген, автор теории полюсов роста Франсуа Перру и многие другие выдающиеся экономисты мира. Теория конвергенции не противопоставляет, а объединяет план и рынок в экономической системе. Предлагает брать лучшее от плана и от рынка для построения эффективной, динамично растущей экономики.

В нашей стране с 1929 по 1955 год был эмпирически найден оптимальный для своего времени баланс плана и рынка, говорит замсекретаря ОП РФ. Крупные, прорывные, капиталоемкие задачи в экономике планировались. При этом массовые сегменты конечного потребления, рынки товаров широкого потребления и продовольствия в решающей степени обеспечивались за счет предпринимательской инициативы в форме артелей и личных приусадебных хозяйств.

Говоря о генезисе плановой системы, Александр Галушка отметил, что ее предтечей была созданная в 1915 году под руководством академика Вернадского Комиссия по изучению естественных производственных сил (КЕПС), ставшая подосновой плановой работы в экономике, и первый макроэкономический план развития базовой отрасли экономики — электроэнергетики, разработанный под руководством Глеба Кржижановского. Это план электрификации страны, затронувший и все ключевые сферы народного хозяйства.

«Мы в своей книге показываем этот генезис: как эта система совершенствовалась, как в ней находились удачные решения, например обеспечивающие обратную связь с тем, что происходит на земле. Мы показываем и опровергаем утверждение австрийского экономиста Фридриха Хаека, что один из недостатков плановой системы — это отсутствие этой обратной связи. Потому что усилиями одного из выдающихся государственных деятелей, председателя Госплана Николая Алексеевича Вознесенского создается эффективный механизм этой обратной связи в экономике. Мы показываем, как этот генезис привел к тому, что формируется отдельная структура от Госплана — Госснаб, которая решает важнейшую задачу целевого развития экономики — организацию эффективных горизонтальных связей в экономической системе», — подчеркнул Галушка.

Соавтор книги Максим Окулов высказался о необходимости разоблачения главных мифов, касающихся экономического роста в 1929-1955 годах.

Миф первый. Большие темпы роста — это эффект низкой базы. Реальность: в 1929 году рост происходил от высокой базы, когда экономика уже достигла в целом показателей 1914 года.

Миф второй. Индустриализация была обеспечена за счет массового использования подневольного труда. Реальность: количество заключенных в среднем составляет 1,65 процента населения, труд заключенных убыточен и вносит отрицательный вклад в динамику экономики.

Миф третий. Инвестиции в развитие были обеспечены за счет изъятия денег у населения. Реальность: государственные займы составляют в среднем 3,9 процента от годовых доходов населения и 5,2 процента годового дохода госбюджета.

Миф четвертый. Рост экономики был обеспечен за счет ограбления крестьянства. Реальность: действительно, на долю крестьянства в годы первой пятилетки выпадает значительное бремя в решении финансовых проблем страны, однако в 1932–1935 годах ситуация постепенно выправляется, и в дальнейшем положение сельских тружеников улучшается.

Миф пятый. Плановая экономика не может быть эффективна. Реальность: в 1929–1955 годах создается и развивается хорошо организованная экономика, которая обеспечила среднегодовые темпы роста 13,8 процента в течение 22 лет.

Предмет обсуждения не чисто экономическая проблема, убежден Валерий Фадеев. «Речь идет не только об экономической проблеме, но и об исторической травме народа после краха СССР. Эту травму надо вылечить. Это сложная, стратегическая задача для российского общества», — сказал он.

Анализируя книгу, глава СПЧ отметит: «Вот закон убывающей полезности, закон убывающей нормы прибыли у Маркса, закон убывающей предельной производительности капитала — равновесная модель. Есть одна проблема: если это базовый закон, то почему норма прибыли и предельная производительность капитала до сих пор не равна нулю? Где развитие этой теории? Почему студенты до сих пор изучают предельную производительность капитала как базовую модель? В то время как реальный предмет изучения экономики — периоды роста производительности. В книге коллеги пытаются понять и понимают, почему росла производительность капитала в советской системе».

Дмитрий «Гоблин» Пучков рассказал о своем видении главного посыла книги «Кристалл роста»: «В этой книге впервые написано, как все происходило на самом деле. Образно говоря, ситуация тогда выглядела так: мы все ездили на велосипедах, а тут вдруг придумали экономическую модель, которую по эффективности можно назвать двигателем внутреннего сгорания. И мы говорим: нет, оставим велосипед. Вопрос что при коммунизме, что при капитализме стоит один и тот же: чтобы население жило лучше, постоянно богатело, повышая этот пресловутый уровень потребления. Так, может, обратиться к опыту создателей двигателя внутреннего сгорания и начать ездить быстрее, чем окружающие на велосипеде?»

Книга знаменует собой уход от советской и либеральной парадигм, преследующих российское общество с момента распада СССР, а предлагает взамен третью, считает философ Александр Дугин: «Что же это за парадигма? На мой взгляд, ее можно назвать термином Фрэнсиса Фукуямы State Building, или госстроительство, — замечательная, и не либеральная, и не коммунистическая идея. Это ключ к книге, которая описывает, как надо строить государство, чтобы экономика этого государства процветала. Это State Building, в котором государство становиться ценностью, основой той рациональности, в которой мы живем. Чтобы правильно понять посыл этой книги — необходимости сочетания артельного труда с государственным планированием, необходимо отказаться от некоего фатального диахронического подхода к истории. Суть его в том, что если нечто появилось позже, то оно заведомо лучше того, что было раньше. Этот подход абсолютно не конструктивный».

По мнению руководителя проекта ОНФ «Профстажировки 2.0» Ильи Семина, время для издания книги выбрано очень удачно — все больше думающих людей начинает смотреть по сторонам, в поисках новой идеи: «Книга не мейнстримна и поэтому она может быть модной. Это особенно свойственно молодежи, студентам — отрицание и поиск какой-то альтернативы. И переориентация их взглядов, в том числе в этом направлении, может послужить мощным драйвером».

Самое важное — уметь не отрицать любой период истории и уметь в нем находить самое лучшее, подытожил Александр Галушка:«Формовать свой исторический капитал из всего лучшего, что было за весь тысячелетний период истории; тот исторический капитал, который работает сегодня и завтра на будущее. Вот продуктивный подход».

Презентация завершилась автограф-сессией, в ходе которой гости получили экземпляры книги с подписями авторов.

Источник: ОПРФ