Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Свинцовая армия Скоропечатни Александра Александровича Левенсона

31 марта 1901 года в красивейшем здании в стиле модерн в Трехпрудном переулке пайщики и служащие Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон чествовали человека, который 20 лет являлся душой всего дела, его создателем, направителем и вдохновителем — Александра Александровича Левенсона: «20 лет честной и неутомимой деятельности, двадцать лет непоколебимой веры в свое дело обратили ничтожную типографскую затею в одно из крупнейших типографских предприятий России». «Дай Бог, чтобы ваше отзывчивое сердце долго билось на пользу и улучшение быта вашей свинцовой армии и всех истинно нуждающихся» — такие слова были произнесены в тот вечер.

Александр Александрович Левенсон

А начиналось все 31 марта 1881 года, (12 марта по н.ст.) в Москве, когда в доме в Рахмановском переулке открылась небольшая типография. Ее основателем стал Александр Александрович Левенсон, сын известного московского врача-ревматолога немецкого происхождения Александра Борисовича Левенсона и домовладелицы, купчихи 2-ой гильдии Софьи Иосифовны. Предприятие было открыто им в возрасте 30-ти лет. Обладая скромными ресурсами, типография Левенсона, однако, сразу же «бодро и смело вступила на тот же путь, по которому шли большие типографии Москвы» и в результате прославилась как одно из крупнейших типографских производств России.

Но это было позже. А в момент открытия предприятие имело крохотный оборотный капитал и скудное оснащение, состоявшее из маленькой типографской машины, ручного станка, нескольких реалов и касс – причем, весь этот небогатый инвентарь был куплен практически случайно. Каждый вошедший в типографию посетитель вызывал большую надежду на крупный заказ – но оборачивался, как правило, заказом сотни визиток или научного реферата. Лишь в 1884 году типография получила первый по-настоящему крупный заказ – на печать ежедневной газеты «Новости дня». Это принесло не только стабильный доход, но и первых пайщиков. В 1887 году маленькое предприятие преобразовалось в Товарищество на вере «Торговый дом А.А. Левенсон и Ко», а в 1890 году появилось «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон». Основной капитал предприятия к тому моменту составлял уже 210 т. рублей. А.А. Левенсон оставался директором-распорядителем, в число пайщиков же вошли крупнейшие представители книжного дела того времени – книготорговцы, печатники, издатели. Скоропечатня начала издавать журналы, учебники, справочники и сборники законов, освоила фототипический способ печати иллюстраций. Дела пошли в гору.

Но ни один даже самый успешный бизнес не застрахован (хотя должен!) от форс-мажора. В ночь на 1 мая 1892 года в типографии произошел пожар, уничтоживший все – мастерские, шрифты, заготовки и выполненные заказы. Только представьте — лишиться всего за несколько часов! Как бы поступили в такой ситуации предприниматели XXI века? Попрощались с бизнесом навсегда – или начали бы заново? Наверное, каждый отвечает на этот вопрос сам. Что касается героев нашей публикации, членов «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон», они, несмотря на колоссальные убытки и внезапность происшествия, решили продолжать начатое и уже успешное дело. Приобрели новую типографию и машины – и были щедро вознаграждены за стойкость и упорство в достижении цели. Уже в следующем году сумма исполненных типографией заказов составила 237 000 рублей, а имеющееся имущество было оценено в 173 000 рублей.

В доме в Рахмановском переулке становится тесно – дело безостановочно растет. И правление принимает решение о постройке нового здания «современной, хорошо построенной и устроенной фабрики, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства». Так, в Трехпрудном переулке появляется здание, по сей день считающееся одним из самых красивых зданий Москвы. Построенное по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля, оно было не просто чрезвычайно эстетичным, но и отвечало новейшим условиям и требованиям, позволило расширить производство и внедрить самые современные типографские разработки, обеспечить достойные условия труда.

Литографский и типографский цеха, словолитня, фотоцинкография, переплетная мастерская, афишная наборная, где набирались афиши для императорских и частных театров, мелочная наборная – для работ мелких и изящных, комната для секретных наборов, комната для проведения фототипии, наборная газеты «Курьер» — пожалуй, такому оснащению и количеству услуг позавидует даже современная типография.

«Многочисленными заказчиками» Скоропечатня А.А.Левенсона обросла отнюдь не случайно. Она выпускала продукцию высочайшего качества, что не раз подтверждалось медалями престижных международных выставок. Товарищество считалось одним из лучших в Российской империи типографско-издательских предприятий, с 1896 года имело статус — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В период с 1912 по 1915 годы Скоропечатней был выполнен огромный объем работ к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Среди изданной продукции особенно выделялось издание «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», который современники назвали «шедевром типографского искусства». В издании использовалась печать в 6, 9, 16 и 32 краски, цветные иллюстрации, схемы, таблицы и графики, точное воспроизведение памятников старины, узорные печатные форзацы, специальные шрифты, роскошный переплет, цветная фотоцинкография и хромолитография на толстой дорогостоящей бумаге – сейчас такую называют «дизайнерской».

Имея стабильный доход, предприятие развивало не только производство – но и социальную сферу. Значительные суммы выделялись на «пенсии старым служащим и их семействам», на пособия рабочим и служащим. Для нужд рабочих была создана ссудо-сберегательная касса. На предприятии работал фельдшер, три дня в неделю врач проводил прием амбулаторных больных, был даже приемный покой на 4 кровати. «Образцовая» кухня готовила блюда на пару, благодаря чему и простые рабочие, и «интеллигентные служащие» получали «хорошо приготовленную, совершенно свежую пищу».

Сегодня – 140 лет со дня создания Скоропечатни А.А. Левенсона. Как много примеров, достойных изучения и подражания мы можем найти в истории предпринимательства дореволюционной России!

Использовано:

1. «Т-во скоропечатни А.А. Левенсон : Ист. очерк и описание мастерских 1881-1903». М, 1903.

2. «Двадцатипятилетие скоропечатни Товарищества А. А. Левенсон. Москва, 1881-1906», М., 1906 г.