Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

В Москве прошел Форум благотворителей и меценатов, организованный Forbes.Congress

Форум, организованный Forbes.Congress, собрал на одной площадке представителей некоммерческого сектора, бизнеса и государственных деятелей.

В фокусе мероприятия – работа инфраструктуры благотворительности в период пандемии COVID-19, ее сильные и слабые стороны, а также возможные пути совершенствования. Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева выступила в рамках пленарной сессии «Выдержала ли инфраструктура благотворительности испытание пандемией?», рассказав, почему Фонд сосредоточился на поддержке именно НКО в период кризиса.

«В марте еще никто не мог точно ответить на вопрос, кто и в какой помощи нуждается больше всего. Обсуждались самые разные варианты, – отметила Оксана Орачева. – Мы как грантодающий фонд не являемся специалистами по оказанию адресной помощи – и решили делать то, что мы действительно умеем, чтобы работать быстрее и эффективнее. НКО, в свою очередь, в условиях любого кризиса оказываются на передовой, они ближе к тем, кому нужна помощь, но при этом и сами нуждаются в поддержке, потому что нагрузка на них многократно возрастает. В такой логике мы предложили три антикризисных конкурса. Первый был направлен на обеспечение бытовых нужд организаций. Второй – на долгосрочную устойчивость НКО. Что интересно, из 500 млн рублей, которые мы распределили в рамках этого конкурса, 100 запросили на эндаументы. В кризис важно иметь подушку безопасности. Третий конкурс – «Школа филантропии» – более проектный, но также с выраженным системным эффектом».

Свою экспертную оценку деятельности благотворительных организаций в ушедшем году дала Мария Черток, директор Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ»: «Во-первых, нужно отметить, что произошла мобилизация ресурсов. Мы видели примеры солидарности как на соседском уровне, так и на уровне огромных инвестиций от крупнейших компаний и фондов. Признанием этой вовлеченности стали долгожданные законодательные изменения – введены налоговые льготы для бизнеса, который делает пожертвования в НКО. Было реализовано большое количество нефинансовых инициатив – опросы, поддержка со стороны СМИ, образовательные программы. Все это важно, так как организации чувствовали солидарность и партнерство. Но было и то, что выглядит как упущенные возможности».

Опытом взаимодействия с некоммерческим сектором и бизнес-партнерами в период кризиса поделилась Елена Кохановская, директор по внешним коммуникациям и связям с общественностью группы МТС: «Мы делали ставку на вовлечение людей в инициативы, через которые они могли бы проявить себя. Был запущен федеральный проект «В сказку – из дома», в рамках которого волонтеры читали сказки детям по телефону. Также мы организовали туристические онлайн-маршруты по территориям, где люди проводили самоизоляцию, по ним прошли более 50 тысяч человек. То есть, все это проекты, вовлекающие конкретных людей через конкретные сообщества. В прошлом году у нас было 500 сообществ, с которыми мы работали. Сейчас эта деятельность уходит немного на второй план, и я призываю всех продолжать активно сотрудничать и вовлекаться в локальные социальные проекты».

Первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова представила результаты работы государственного сектора в прошедшем году: «Сегодня каждый благодарен здравоохранению, но есть еще одна огромная машина – это социальная защита. До пандемии приблизительно 128 тысяч человек нуждались в нашей помощи на дому, в прошлом году это число выросло до двух миллионов. Наши сотрудники выполняли все возможные роли, вне зависимости от того, чем они занимались в спокойное время. Когда стало понятно, что нас мало, нам очень помогли волонтеры и НКО. За короткий промежуток времени мы собрали полторы тысячи людей, которые поддерживали нуждающихся на постоянной основе. Далее мы создали сайт «Я дома», аудитория которого очень быстро выросла до двух миллионов человек. К проекту присоединились не только коммерческие компании, но еще и НКО со своими социальными программами. Их помощь в преодолении кризиса невозможно переоценить».

Во второй половине форума состоялась сессия «Наступило ли время смены парадигмы в связке «Донор – НКО?», в рамках которой участники обсудили необходимость изменений в работе доноров, которые позволили бы НКО быть более эффективными и тратить на обслуживание грантов меньше ресурсов. Также в ходе дискуссии были представлены результаты совместного исследования благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» и благотворительного собрания «Все вместе», которое позволило объективно взглянуть на то, как НКО воспринимают различные практики доноров.

«В целом ситуация не так плоха – по мнению 81% благополучателей, грантовые конкурсы способствуют системным изменениям и развитию НКО, 78% опрошенных считают, что доноры хорошо понимают контекст работы некоммерческого сектора, – отметила Юлия Ходорова, руководитель группы исследований Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ». – Однако были выявлены и некоторые точки роста. Так, например, 66% респондентов хотели бы получать гранты на текущую деятельность, а не только на конкретные проекты, 77% НКО считают важным финансирование длительных проектов сроком от 1,5 лет, а 63% представителей сектора хотели бы иметь возможность получения грантов на организационное развитие самой организации. Кроме того, благополучатели отметили и некоторые сложности».

Комментируя результаты исследования и проблемы взаимоотношений доноров с благополучателями, Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, отметила: «Есть два основных аспекта, которые часто вызывают сложности у НКО – система оценки результатов проектов и обратная связь. И то, и другое необходимо. У нашего фонда, к примеру, четыре стратегические программы, результаты которых должны быть устойчивыми в долгосрочной перспективе, и наша система мониторинга была разработана для того, чтобы этого добиваться. И важно это не только для нас. Ведь что такое работа фонда? Это проведенные нами конкурсы, стажировки, вложенные средства. Но что все это значит для конкретных людей? Эти данные мы можем получать только с помощью наших грантополучателей. Результаты мониторинга мы используем для того, чтобы совершенствовать программу в их интересах. Что касается обратной связи – да, мы заинтересованы этой темой, но собираем мы ее также в интересах обеих сторон. Например, в 2019 году мы провели независимый опрос о работе с фондом. Полученные результаты помогли нам внести конкретные изменения в форму заявок и формат отчетности».

В завершении сессии выступила Оксана Орачева и прокомментировала то, как Фонд Потанина прислушивается к запросам сектора и как на них реагирует.

«Тему партнерства с грантополучателями мы выделили для себя приоритетной еще в 2016 году, когда разрабатывали новую стратегию Фонда. В первую очередь, изменения касались формальных документов, потому что очень сложно говорить о партнерстве, когда договор гранта ставит нас в неравные условия. Изменения юридической формы отражают наше видение взаимоотношений с нашими грантополучателями: мы фиксируем именно цель и результат. Цель каждый грантополучатель определяет самостоятельно, а этапы и методы – лишь инструменты, которые могут меняться на пути к достижению цели. Второй способ эффективного взаимодействия – это непосредственное общение с грантополучателями, которое позволяет нам не отрываться от того, что делается на местах. При этом вся наша совместная работа построена на двух главных для нас принципах – доверие и партнерство. Мы рассматриваем наше партнерство с грантополучателем как объединение ресурсов для достижения общей цели».

Также эксперты затронули исследование, проведенное Фондом Потанина, с целью изучения культуры взаимодействия как западных фондов, так и самой организации.

Источник: БФ Владимира Потанина