Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Русский благотворитель Илья Алексеевич Ковылин

Июльский полдень был удушающе жарким. Через подмосковное село Преображенское, что на реке Яузе, медленно тащилась телега, запряжённая понурой лошадёнкой. Кругом царила тишина и, несмотря на лето и жару, ставни домов были наглухо закрыты. Шёл тысяча семьсот семьдесят первый год. В Москве свирепствовала чума…

Но вдруг откуда ни возьмись, прямо перед телегой, вырос человек: невысокий, коренастый, с длинной, аккуратно причёсанной бородой. От неожиданности возница резко натянул вожжи; лошадь недовольно фыркнула ноздрями и встала как вкопанная.

— Ступай, мил человек, за мной, — обратился бородатый мужчина к вознице.

Они пришли в большую деревянную избу. Там находилось ещё несколько путников; стояли большие чаны с тёплой водой, стопками лежало чистое бельё.

— Помойся как следует, переоденься, а потом приходи чай пить, — с улыбкой сказал вознице бородатый, и плотно закрыл за собой тяжёлую деревянную дверь.

Бородатого человека звали Илья Алексевич Ковылин. Изба в Преображенском была карантином, где Илья Алексеевич останавливал всех, выезжающих из Москвы и устраивал своего рода дезинфекцию от чумы.

Всего несколько лет назад Ковылин был крепостным крестьянином у князя Голицына. От природы смекалистый и предприимчивый, он сумел заработать денег на откуп, а получив свободу от крепости, выбился в купцы. Через несколько лет у него уже было два кирпичных завода. Дела шли неплохо, и довольно скоро Илья Алексеевич скопил порядочный капитал. Человеком он был глубоко верующим; искренне считал, что в этом мире следует довольствоваться малым, а потому накопленные деньги на себя почти не тратил, а собирался употребить их на какое-нибудь полезное и важное дело. И когда грянула чума, Ковылин понял, что время настало.

Илья Алексеевич обратился к властям за разрешением устроить на выезде из Москвы, в Преображенском, карантин, который обязался целиком и полностью содержать на свой счёт. Когда разрешение было получено, Ковылин выкупил участок земли, возвёл на нём несколько больших добротных изб, в которых разместил баню, трапезную и лазарет. Здоровых мыли, кормили, а затем беспрепятственно отпускали; больных выхаживали, а тех, кого спасти не удавалось, по-христиански хоронили.

Пришла зима. Перед русскими морозами чума, наконец, отступила. Тогда Илья Алексеевич переоборудовал свой карантин в бесплатную лечебницу для бедных. Рядом он выстроил каменное здание богадельни для престарелых и увечных, возвёл часовню. Так стараниями Ковылина в Преображенском появился целый благотворительный городок. Каждый день там устраивались трапезы для нищих, бедный люд всегда мог рассчитывать на пристанище в ночлежном доме, а стремящиеся к знаниям могли бесплатно пользоваться огромной библиотекой, собранной Ковылиным.

Илья Алексеевич с радостью помогал людям. К примеру, для отца знаменитого писателя Достоевского он выхлопотал место врача в Мариинской больнице. Сам Фёдор Михайлович очень уважал Ковылина, называл его великим русским благотворителем и не раз упоминал о нём в своей переписке с друзьями.

«Человек я неучёный, простец есмь», — говорил о себе Илья Ковылин. И с простотой души и сердца творил добро, о котором помнят вот уже несколько поколений.

Источник: рубрика «Имена милосердия» Радио ВЕРА