Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Как предприниматели до революции к Рождеству готовились

Радостный праздник Рождества Христова и начало Нового года в дореволюционной России – это предпраздничные хлопоты и множество благотворительных мероприятий. Предприниматели заполняли склады, изучали спрос, печатали специальные рождественские каталоги и календари, украшали витрины и не только…

Сотрудники московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей рассказывают, как это было.

Календари как проводники корпоративной культуры.

В наши дни новогодний календарь – частый атрибут корпоративного маркетинга, хороший вариант делового подарка для партнера, который будет напоминать о бренде круглый год. В России проводятся даже конкурсы корпоративных календарей! Свой календарь есть и у Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей. В 2021 году он посвящен предпринимательскому наследию регионов России. Каждая страница – это деловое путешествие в один из 12 городов – участников проекта. В путешествии вас ждет знакомство со знаковыми дореволюционными предпринимателями, их бизнесом и благотворительными проектами, личная встреча с председателями региональных отделений «ОПОРЫ РОССИИ» и даже видеоэкскурсия в один из музеев региона! Ознакомиться с календарем можно здесь.

Но вернемся к традициям дореволюционным. Надо сказать, что увлечение календарями в России существовало не всегда. До 1865 года издание календаря было привилегией Академии наук, затем календари выпускал чех Гатцух, прежде чем появились календари русского предпринимателя, книгоиздателя и просветителя Ивана Дмитриевича Сытина.

В России, где люди из глубинки не имели никакого соприкосновения с печатным словом, календарь, по мнению Сытина, становился «единственным окном, через которое они смотрели на мир». Его знаменитый «Всеобщий календарь» стал «универсальной справочной книгой», «домашней энциклопедией на все случаи жизни», общий тираж доходил до 6 миллионов экземпляров в год. В календаре непременно содержалось обращение к читателю с просьбой сообщать о замеченных недочетах и пожеланиях –редакция получала тысячи писем, благодаря которым могла корректировать содержание в соответствии с запросами потребителей.

Календарь не приносил издателю доход. Его оптовая цена составляла 9 копеек и практически равнялась себестоимости. В розницу читатели приобретали календарь за 15 копеек. И хотя финансовые итоги почти всегда были «ни в чью», задачу календаря Сытин видел в другом: «Календарь представлял собой прекрасную рекламу всероссийского и даже более чем всероссийского характера. Такая реклама сближала читателя с нашей фирмой и очень заметно влияла на общее расширение рынка и нашего сбыта». Кроме издания «Всеобщего календаря» Сытин начал издавать отрывной или «стенной» календарь, который также полюбился публике и служил прекрасным подарком к Рождеству.

Собственные календари выпускали и другие известные фирмы, например, «Брокар и Ко», компания «Зингер». Известный на всю страну производитель швейных машинок основной тематикой для календаря выбрал семью и призывал читателя «и по прошествии 1914 года сохранять календарь для того, чтобы всегда иметь возможность прибегнуть к той или иной необходимой справке». Для этой цели в календаре содержались множество полезных сведений и даже игра в шашки!

«Распильные картины» и «Черный Петя». Идеи для рождественских подарков.

Особенное чудо старой Москвы – это каталоги рождественских товаров. Рождественский базар Глазунова, например, предлагал покупателю огромную коллекцию подарков, детских игрушек и елочных украшений, уверяя потребителя в том, что «эта коллекция по своей дешевизне и по интересному подбору украшений с разными сюрпризами вне всякой конкуренции». И, пожалуй, такой ассортимент и сегодня сделал бы честь любому гипермаркету!

В 1915 году детям можно было приобрести, например, игрушку «живой крокодил – бегает и щелкает пастью как живой», паровую железную дорогу на спирту, бронзовую пушку последнего образца и «футбол на столе». А как вам такие изыски как «Воздушный бой» — стреляющие картинки с рисунками аэропланов, парижская резиновая игрушка «Умирающий чертенок»: «надутый чертенок постепенно уменьшается в размерах, а затем умирает с жалобным писком», «Черный Петя» — игра, в которой «проигравший обязан нарисовать себе углем усы. Игра, интересная и для взрослых».

В начале XX века уже существовали паззлы, которые назывались «Распильные картины». Описание к ним гласило, что «игра складывается вроде кубиков, только труднее». Покупателям предлагалась и «забавняя» игра «Тише едешь, дальше будешь», в которой «всегда выигрывает тот, кто продвигается медленнее и обдуманнее», и «воскресающее растение» и многое-многое другое. А если вдруг среди такого многообразия «выписывающий не найдет ничего подходящего, фирма готова исполнить всякое специальное требование».

Желанным подарком к Рождеству и Новому году были различные сладости, коробочки с чаем, о-де-колон и другие парфюмерные товары в изящных упаковках. В фирменных магазинах компании Абрикосовых продавались конфекты для балов и елок, фрукты глазированные, и даже «шарады шоколадные для балов с пышной уборкой». Детям в подарок предлагались шоколадные таблетки в коробочках: неаполитанские, зверьки, ботанические, и другие – от 20 до 50 копеек, а также шоколадных зайцев и Дедов Морозов.

У компании «А.СИУ и К» в коробках с шоколадными таблетками можно было найти массу сюрпризов: чайные приборы, волчки, куклы, револьверы, магниты и даже краски и альбомы. Самая большая подарочная коробка конфект стоила 1 руб. 20 копеек. Хозяйку можно было порадовать оригинальной коробочкой с бисквитом фирмы «Жорж Борман» с надписью «мука», «сахар», «кофе» — для дальнейшего использования в хозяйстве.

А известная парфюмерная компания «Брокар и К» выпускала оригинальное мыло в форме мандаринов, слоников, которыми можно было украсить елку. «Брокар и К» даже выпустили книгу «Убранство елки домашней работы» — на страницах Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей в социальных сетях можно найти мастер-классы по изготовлению елочных игрушек на основе рекомендаций из книги!

Благотворительность и елки для детей сотрудников.

Московские предприниматели устраивали для детей рабочих роскошные елки. Вот один из таких примеров. «В канун Нового года вездесущие ребята, выбегавшие из дворов на Малую Алексеевскую улицу, возвещали о том, что привезли елку. Распахивались широкие ворота, и огромная, запорошенная снегом зеленая красавица торжественно доставлялась на фабричный двор Московской золотоканительной фабрики. Начинались предпраздничные хлопоты».

Председатель правления фабрики – К.С. Алексеев был душой всех торжеств, устраиваемых на фабрике, и это неудивительно. Всему миру этот человек известен как Константин Сергеевич Станиславский, величайший театральный режиссер, создатель уникальной актерской системы, театра МХТ и при этом он был Председателем Правления Московского товарищества торговли и золотоканительного производства соединенных фабрик «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин».

Елку наряжали сами дети рабочих. Дерево традиционно было огромным, в два этажа, и перемещалось по залу на специальных катках. Инженер Тихон Михайлович Алексеенко-Сербин занимался изготовлением электрических гирлянд, которые поражали воображение юных гостей фабрики. Из проволоки, канители и блесток рабочие фабрики делали такие искусные украшения, что «у ребят глаза загорались». Станиславский играл и пел с ребятами, водил хороводы, дарил подарки и игрушки с елки. В некоторые годы на фабрике ставились спектакли с декорациями и музыкой.

Волшебный праздник Рождества был прекрасным временем для благотворительности.

Накануне Рождества проводились Рождественские базары и сборы средств в пользу больниц, приютов, детей-сирот и детей воинов, других неимущих слоев населения. К участию в благотворительных акциях активно призывались покупатели, о чем сообщали специальные рождественские плакаты. Предприниматели всей семьей могли участвовать в их проведении, и, конечно же, обязательно делали покупки на Рождественских базарах.

Эти замечательные традиции существуют и сегодня – в канун Нового года предприниматели исполняют желания воспитанников детских домов, перечисляют средства в благотворительные фонды, участвуют в создании елок и праздничных мероприятий для горожан. И эта преемственность традиций радует и восхищает! Пусть память о традициях наших предшественников поможет и нам сегодня — в надежде на лучшее – продолжать созидать и творить благие дела!

Коллектив Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей и проекта «ОПОРА-СОЗИДАНИЕ» от всей души поздравляет предпринимательское сообщество с наступающими праздниками – Новым годом и Рождеством Христовым! Мира и добра вам в сердце, в семье, мудрости предков, блестящих бизнес-идей, созидания и процветания!