Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Какие навыки, решения, знания помогали дореволюционным купцам добиваться успеха?

Какие навыки, решения, знания помогали дореволюционным купцам добиваться успеха? В канун Дня российского предпринимательства, который будет отмечаться 26 мая, Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей подготовил несколько примеров для «ОПОРЫ РОССИИ».

В начале XX века знаменитые предприниматели, братья Рябушинские, владели текстильными и писчебумажными фабриками, лесопильным и стекольным заводами, экспортировали лен, основали Московский банк и Московский автомобильный завод – АМО (в Советское время – знаменитый ЗИЛ). А родоначальником династии был их дед — простой калужский крестьянин Михайла Яковлев.

12-ти лет Михаил был отдан мальчиком в торговлю, а уже в 16, в 1802 году с капиталом в 1000 рублей он записывается в московское купечество и начинает торговать самостоятельно. Дела у юного предпринимателя идут неплохо вплоть до 1812 года. Война с Наполеоном, пожар в Москве приводит Михаила, как и многих других купцов, к разорению. Он вынужденно переходит в мещанство и в течение десяти лет работает в найме, приказчиком, но не оставляет желания иметь собственное дело, копит стартовый капитал.

Впоследствии внук Михаила, Владимир, один из знаменитых братьев Рябушинских вспоминал, как он, волнуясь от плохих, продолжавшихся в течение нескольких лет дел, говорил об этом с отцом, и как его успокаивал, заявляя, что все это нормально, в течение его долгой жизни повторялось не раз, и что период упадка всегда сменялся периодом процветания. Нужно переждать. «Действительно, на практике попробуйте даже только после пяти лет процветания заставить себя готовиться к плохим годам и после пяти лет плохих дел верить в хорошие года и готовить­ся к ним. Только очень большим людям это доступно», — писал Владимир Рябушинский.

В 1823 году Михаил Яковлевич в условиях, когда многие городские мануфактуры разоряются, а производство уходит в деревни, начинает торговать тканями кустарного производства окрестных губерний, поставляя их в Москву. И дело двигается. В середине 40-х годов он покупает 5 торговых лавок и основывает собственную фабрику для выделки полушерстяных изделий, а позднее – строит еще 2 мануфактуры, в его лавках реализуется около ста видов тканей. Оставленное сыновьям наследство было оценено в 2 миллиона рублей. Не так много людей сумели превратить имевшуюся у них первоначально тысячу в такое богатство в течение сорока лет. В чем же секрет?

Как отмечали его внуки, Михаил Яковлевич обладал сильной волей, соединенной с мировоззрением «хозяйственного мужика», был способен упорно преследовать намеченную цель, и твердо знал, что период упадка всегда сменяется периодом процветания, имел выдержку и терпение, чтобы переждать трудности и начать все сначала.

«Все для дела – ничего для себя» — таким был девиз Михаила Рябушинского, ставший девизом и для его потомков.

Исп. Ю.А. Петров. Династия Рябушинских. 1997г.

Источник: Музей предпринимателей