Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Лучшие практики социально ответственного бизнеса в условиях COVID-19

Представители крупнейших российских и международных компаний обменялись успешными практиками обновления деятельности в духе корпоративной социальной ответственности в ходе вебинара «Лучшие практики социально ответственного бизнеса в условиях воздействия COVID-19», организованного 13 мая Общественной палатой РФ.

По мнению члена Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, первого заместителя исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадима Ковалева, бизнес не может оставаться в стороне от борьбы с пандемией.

«Бизнес, работая с правительством, гражданским обществом и другими партнерами, определяет, вернемся ли мы к нормальной жизни и когда это произойдет. Многочисленными исследованиями уже подтверждено, что клиенты и сотрудники ожидают от компаний еще больших усилий — по их мнению, бизнес должен играть большую роль в социальной жизни, в решении проблем. В сложившихся условиях эта потребность возрастает», — констатировал он.

Представители компаний «Норникель», «Северсталь», «СИБУР Холдинг», «Еврохим», «Металлоинвест», «Леруа Мерлен», «Филипп Моррис Сэйлз энд Маркетинг», Coca-Cola, Unilever, Deloitte, KFC и других поделились примерами объединения бизнеса в период кризиса и лучшими социальными практиками своих организаций.

Руководитель отдела по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине и Беларуси, председатель комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров Ирина Антюшина считает, что сегодня сотрудники компаний в первую очередь ожидают от бизнеса заботы об их здоровье и гибкого графика работы, а клиенты — помощи в виде скидок и акций.

«Бизнес реагирует на такие запросы и старается их внедрять. Сегодня стало понятно, что если бизнес будет использовать старые механизмы работы, то он рискует стать нерелевантным. Потребители ожидают от бизнеса поддержки, причем позитивной», — убеждена она.

Среди изменений в работе Ирина Антюшина назвала максимальный переход на удаленную работу, усиление внимания к сотрудникам со стороны руководства компаний, обеспечение сотрудников необходимыми средствами защиты и т. д. Произошли изменения и с точки зрения коммуникаций во внешней среде, добавляет она: «Наша компания запустила выпуск антибактериального геля для рук, участвует в многочисленных благотворительных акциях — это и передача продукции в школы, больницы, в том числе инфекционные».

Сегодня сохранение до 90 процентов сотрудников даже для многих крупных компаний — это уже подвиг, считает директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Ирина Архипова.

«Ограничение мобильности ведет к ограничению социальной деятельности. С другой стороны, есть запрос и увеличение количества благополучателей — медики, волонтеры, люди, находящиеся в зоне повышенного риска, снижение уровня дохода населения и т. д.», — говорит она.

Основные изменения в работе бизнеса, говорит Ирина Архипова, проявляются в расширении партнерских отношений, в частности активном сотрудничестве с движением #МыВместе; в грамотном использовании существующей инфраструктуры — так, компании, имеющие свои транспортные точки, помогают другим с доставкой продукции, а предприятия, разливающие напитки, переходят на разлив санитайзеров; в новых форматах волонтерства — например, это платные программы психологической поддержки, средства от которых направляются в благотворительные фонды, бесплатные образовательные и профориентационные программы, вебинары, марафоны для школьников и студентов и многое, многое другое.

«Самое сложное — не найти новые форматы, а перестроить существующие», — говорит Ирина Архипова.

Директор департамента общественных связей и коммуникаций минерально-химической компании «Еврохим» Владимир Торин рассказал, что усилению эффективности социальной деятельности в условиях пандемии способствовало создание руководством компании единого оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, а активизации волонтерского движения — координация действий с общественными палатами и Общероссийским народным фронтом.

«Ставропольский, Краснодарский край, Мурманская, Волгоградская область — молодежь, которая работает на наших заводах, начала активно помогать акции #МыВместе — получилось просто глобальное движение. Наши коллеги из заводов в Антверпене, в Швейцарии были поражены, как нам удалось организовать такие невероятные на всю страну движения», — поделился он.

«Здесь главное — коммуникация, консолидация и совместные усилия с использованием опыта тех людей, которые профессионально этим занимаются», — поддержал выступающего Вадим Ковалев.

Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики ПАО «ГМК “Норильский никель”», обратила внимание, что нужно не дублировать меры поддержки, уже предпринимаемые органами власти, а стараться выбирать узкие места.

«Это поддержка НКО и малого бизнеса. Помогать малому бизнесу — большой крест, т. к. в этой сфере очень своеобразный учет, и не все попадают под меры поддержки, кто-то оказывается между двух стульев. Кроме того, многие все еще работают по “серым” схемам, — говорит Ивченко. — Это поддержка незащищенных слоев населения, в том числе таких категорий, которые тоже оказались уязвимыми, как самозанятые, фрилансеры, официально не трудоустроенные — в общем, те, кто оказался за рамками существующей помощи».

На горячую линию #МыВместе поступило более 2,5 миллиона звонков, около двух миллионов человек получили различные виды помощи, в том числе в виде продуктовых наборов, доставки лекарств и продуктов, психологической поддержки и т. д., рассказал заместитель руководителя федерального исполкома ОНФ Дмитрий Поликанов. По его мнению, бизнес должен больше рассказывать о своей социальной активности — в СМИ практически нет информации о том, как российские предприниматели выделяют средства, товары, услуги для помощи людям. Кроме того, Дмитрий Поликанов обратил внимание на проблему недоверия к некоммерческим организациям, которая особенно проявилась в период пандемии — люди часто выражают желание оказывать помощь напрямую, а не через НКО.

«Нужно больше рассказывать, больше говорить о том, что делается хорошего в это сложное время», — отметил он.

Подвел итоги мероприятия Вадим Ковалев: «Сегодня бизнес демонстрирует поистине героические усилия. А совсем скоро, после выхода из пандемии, нам предстоит работа по сохранению рабочих мест, созданию новых — это большая работа, от которой зависит спокойствие в обществе и в конечном итоге процветание нашего бизнеса».

Источник: ОПРФ