Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Дистанционное обучение в дореволюционной России: агрономический поезд

Николай Карлович Фон Мекк

В период карантина трудно найти российскую семью, которую бы не коснулась проблема дистанционного обучения. Нам кажется, что это — абсолютное ноу-хау нашего времени. Но на самом деле, многое из того, что мы придумываем и воплощаем сейчас, было известно и до революции.

Об этом сотрудники московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей решили рассказать тем, кто сейчас выходит из дома только в интернет.

Первую онлайн-лекцию в музее провел Денис Фон Мекк, потомок семейной династии, прославившейся своими великими делами и невероятными даже для сегодняшнего времени проектами. Один из них – дистанционное обучение агрономов и крестьян, которое проводилось … в поезде!

Человеком, который придумал и воплотил в жизнь эту идею, был Николай Карлович Фон Мекк – дореволюционный предприниматель, председатель правления Московско-Казанской железной дороги.

Созданный им агропоезд – это грандиозный просветительский проект, благодаря которому передовые знания в области агрономии и сельского хозяйства в буквальном смысле слова доезжали до самых отдаленных уголков страны. Поезд давал возможность познакомиться с наглядными материалами, прослушать курс лекций ведущих агрономов столицы, принять участие в практических занятиях, получить специальную литературу.

Музейный вагон агропоезда

Поезд состоял из вагонов трех типов:

Жилые вагоны, для сопровождающего персонала и профессоров. Поскольку персонал проводил основную часть времени внутри вагона, конструкторы уделили особое внимание комфорту. Жилые вагоны были полностью автономными, оснащались удобными спальными местами, в них была баня, кухня, обогрев, а летом — и холодильники.

Вагон-музей. Уникальная особенность этих вагонов — прозрачная крыша, благодаря которой внутри всегда было светло. Экспонаты располагались от пола до потолка, включая потолок — объем наглядной информации, умещенной в одно небольшое помещение, был просто потрясающим.

Лекционный вагон-аудитория

Лекционные вагоны. Изначально эти вагоны рассчитывались на 70-80 человек – по количеству мест в них были установлены стулья. Однако уже после первой поездки стало очевидно, что слушателей значительно больше, поэтому в вагонах были установлены скамьи, что позволяло комфортно рассадить до двухсот посетителей.

Лекционные вагоны отличались невиданным техническим оснащением. В них была усиленная вентиляция – для пребывания большого количества людей в течение нескольких часов, и специальное освещение. Во время занятия лектор использовал слайды – как в самой настоящей современной презентации. Для этого в каждом лекционном вагоне был размещен экран и прообраз современного проектора («волшебный фонарь»). Затемнить помещение в солнечный летний день позволяли автоматические шторы – не исключено, что они были оснащены электроприводом.

Кроме того, каждый вагон был оборудован фотокомнатой – в ней можно было посмотреть диафильмы, оперативно проявить фотографии.

Среди слушателей регулярно проводились соревнования по усвоенному материалу с ценными призами.

В 1914 году слушателями лекций были мужчины и школьники. С началом войны состав аудитории поменялся — в 1915м на лекциях присутствовали только женщины. При этом, количество слушателей осталось прежним.

Занятия проходили не только внутри поезда, но и на улице. Вдоль состава выставлялись образцы самой современной аграрной техники (настоящая передвижная выставка!), причем, все экспонаты можно было потрогать и попробовать в использовании.

На практических занятиях крестьян обучали опрыскивать деревья, удобрять почву, определять вес КРС с помощью измерений, а не взвешивания, прививали другие навыки, которые облегчали работу хозяйств, увеличивали производительность и урожайность.

Передвигался поезд исключительно ночью. Дневное время – с 8 утра и до наступления темноты – использовалось для приема посетителей. Успех проекта был таким невероятным, что на каждой станции к приезду поезда собиралось не менее тысячи человек!

Может быть, организаторам современных событий эта цифра не кажется внушительной – но как организаторам удалось донести информацию до такого огромного числа людей без телевидения и интернета? Оказывается, по всему маршруту поезда было размещено почти 50 000 листовок и плакатов! Потрясающий пример событийного маркетинга!

Лекционные занятия пользовались таким успехом, что персоналу поезда нередко приходилось открывать окна – так лекцию могли послушать те, кому не хватило места в вагоне.

Агропоезд выполнял не только образовательную миссию. Не менее важной задачей было развитие кооперации и торговли. Крестьян учили правильно взаимодействовать с железной дорогой, благодаря чему они получили возможность отправлять свою продукцию напрямую крупным столичным потребителям – а не ждать заезжих перекупщиков. Жители разных губерний начали обмениваться информацией, понимать, в какой местности наиболее развит тот или иной вид хозяйствования, что, безусловно, дало толчок к развитию межрегиональных торговых связей.

За 1914 год специалисты поезда раздали почти 10 000 экземпляров учебной литературы.

Таким образом, Николай Фон Мекк выступил не просто как меценат и благотворитель. Он объединил вокруг железной дороги сильное профессиональное сообщество (как сказали бы мы сейчас – коммьюнити, амбассадоров) и, вне всякого сомнения, способствовал приросту новых клиентов, пользующихся услугами грузовых перевозок. И этим нестандартным подходом к бизнес-образованию и маркетингу можно только восхититься!

Общее количество людей, посетивших агропоезд за 1914-1915 гг. — почти сто тысяч человек! Из них несколько тысяч – школьники, что, несомненно, позволяло вовлекать их в процесс выбора будущей специальности. А ведь современные HR считают, что работа со школьниками – это ноу-хау кадровых агентств 21 века!

Интересно, какой современный российский проект смог бы посоревноваться с дореволюционным по масштабности и охвату аудитории?

Специалисты поезда провели лекции и объяснения по самым разным тематикам и предметам. Их учет начали вести только с 3го рейса. Общее число только учтенных лекций и объяснений - почти 2 000!
Специалисты поезда провели лекции и объяснения по самым разным тематикам и предметам. Их учет начали вести только с 3го рейса. Общее число только учтенных лекций и объяснений — почти 2 000!

Несмотря на то, что поезд просуществовал всего два года — его работу прервала Первая мировая война — мы не просто помним об этом проекте. Даже столетие спустя он вызывает искреннее восхищение и уважение к создателям. И кто знает, возможно, кто-то из нынешних предпринимателей вдохновится идеями Фон Мекка и внесет не менее значимый вклад в славную историю российского предпринимательства!

Источник: ЯндексДзен