Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Виктор Ерастов: Православные истоки русской модели экономического управления

knigaНе православный не может быть русским.
Ф.М. Достоевский[1]

У экономики существует множество определений. От самого первого и, самого известного греческого: дом и правило, закон[2], т.е. буквально «правила ведения хозяйства», до того, что, самое правильное: экономика – наука, изучающая деятельность человека на основе ликвидности, доходности и возвратности. Возвратность — то, что человек делает, должно к нему вернуться. Доходность — то, что человек делает, должно к нему вернуться большим, чем он затратил. Ликвидность — то, что к человеку вернулось, должно иметь свойство обращения в деньги. Если нет хотя бы одного признака – это не экономика.
Есть исследователи, утверждающие, что экономика не наука, а искусство. В своих утверждениях они руководствуются тем, что экономические опыты практически невозможно повторить, что, есть некие закономерности, но они не диктуют, а лишь описывают происходящие в экономике процессы, что невозможно взять успешное предприятие и, изучив его опыт, построить точно такое же где-то в другом месте. Минимальное изменение внешней среды скажется таким образом, что результат будет непредсказуемым.
Чем предприниматель как человек, владеющий экономическим мышлением, отличается от всех остальных? Тем, что во всех действиях он видит экономику. Это не хорошо, это не плохо. Это экономическое мышление, которым человек воспринимает окружающий мир.
Экономика сопровождает человека постоянно. От получения образования, создания семьи, рождения и воспитания детей. Образование позволяет человеку получить более квалифицированную, а следовательно, и более оплачиваемую работу. Рождение детей позволяет рассчитывать на обеспеченную старость. И чем больше детей, и чем лучше они воспитаны, тем больше вероятность и меньше рисков, что этого человека ждет обеспеченная старость.
Экономика во всем. Даже в благотворительности, если она совершается не анонимно, так как в обмен на рекламу даритель получает формирование положительного облика руководителя или компании, что в свою очередь должно сказаться на ожидаемом увеличении объема продаж, а следовательно, и прибыли. Благотворительность может использоваться и как средство политической или конкурентной борьбы. Например, сейчас уже ни для кого не секрет, что основными спонсорами антитабачных компаний являются производители фармацевтической продукции.
Экономическое мышление позволяет понимать происходящие процессы, но не просто распознавать их «кому это выгодно», но и видеть в происходящих процессах свой интерес, возможности для организации собственных товаров, работ или услуг.
А все началось с «в поте лица твоего будешь есть хлеб» [Быт. 3:20] и продолжалось до тех пор, пока человек питался от земли и ходил в кожаных одеждах. Но милостью Божией людей становилось все больше, у них возникала и развивалась специализация. И вдруг оказалось, что человек овладевший множеством знаний, навыков и умений, но оторванный от земли, оказался не способен самостоятельно организовать свое рабочее место! Оказалось, что у нас ничтожно малое количество людей наделённых даром творить, организовывать рабочее место для себя и давать работу другим – менеджеров и предпринимателей.
Разница между менеджерами и предпринимателями невелика – предприниматель управляет собственным имуществом, а менеджер привлеченным. В своей работе и менеджер, и предприниматель вынуждены использовать экономическое мышление и руководствоваться одними и теми же принципами управления. Управление непосредственно связано с людьми. Они являются потребителями произведенных работ, товаров или услуг, выступают в качестве партнеров и наемных работников, являются законодателями регламентирующих трудовые, гражданские и налоговые отношения. Управление шлифовалось тысячелетиями. И те модели управления, которые используются сейчас в экономике, выросли из древнеримских легионов и самурайских гюнтай. Не случайно в экономике так много заимствованных военных терминов. Не случайно монархи всего мира еще до начала своей «карьеры» получают военное образование – лейтенант уже в самом начале своей службы получает навыки вертикальных связей от начальников к подчинённым, делегирования полномочий; горизонтальных связей с лейтенантами соседних подразделений, службами питания, вещевого и денежного довольствия.
Но между этими развившимися европейскими и азиатскими моделями есть феномен, феномен русской цивилизации, способность русских людей к самоорганизации. Наиболее яркие примеры самоорганизации русского народа – прошедшие через века казачество и артели. Россия росла и развивалась. Когда-то и вятские ушкуйники были на задворках Московского княжества, а сейчас освоенные ими территории практически в центре на карте Российской Федерации. Казачество, в отличие от артельщиков, народ вооруженный. А любая, самая гуманная, но централизованная власть будет с опаской относиться к самоорганизованному вооруженному народу, что и объясняет казачье воинство на границах Империи. Не скоро власти забудут выступления И.И. Болотникова, С.Т. Разина, Е.И. Пугачева. Тем более, что Степан Тимофеевич Разин и Ермак стали героями песенного фольклорного творчества. Между казачьими и артельными ватагами можно провести достаточно много параллелей – самоуправление, православие, элементы социальной защиты, даже то, как артельщик приходил в артель со своими орудиями труда, а казаки на службу с конями и оружием. То, что артели, пусть даже в одной единственной сфере – старательской[3], пережили даже советскую власть с ее тотальным контролем и регулированием – яркий пример живучести этой формы самоорганизации русского народа, с которой были вынуждены мириться даже коммунисты. Вот как характеризует артель Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Значение этого слова в народной речи весьма сбивчиво по растяжимости понятия артели; народ приноравливает его вообще ко всем тем случаям, когда приходится действовать не одному человеку, а нескольким, соединившимся для достижения какой-либо цели. В литературном же, в особенности в экономическо-юридическом смысле, под артелью следует понимать: основанный на договоре союз нескольких равноправных лиц, большею частью принадлежащих к низшим классам народонаселения, совместно преследующих хозяйственные цели, связанных круговою порукой и участвующих при ведении промысла трудом или трудом и капиталом.» [4]
Тема русской артели еще ждет своего исследователя. А православному предпринимателю надо помнить, что русская артель жива, и ее элементы реально использовать практически в любой отрасли. Так, ушедши в Европу, ее элементы к нам вернулись даже в массовое промышленное производство в такой форме, как бригада.
Эти и другие примеры самоорганизации русский народ демонстрировал не раз. На самом разном уровне: государственном, региональном, местном или конкретном предприятии. Не случайно уже сейчас, за последние двадцать лет можно привести десятки и сотни примеров успешных предприятий в России, которые не укладываются ни в какие рамки никаких иных моделей управления, когда трудовые коллективы, имеющие не то что многомесячную, а многолетнюю задолженность по зарплате, почему-то продолжали выходить на работу и производить продукцию. Это ли не примеры наличия русского феномена?
И если в таких экстремальных условиях русский народ может созидать, то каких успехов он добьется при помощи грамотного управления?! Управления не только грамотных менеджеров – предпринимателей изучивших лучший зарубежный опыт, но и использующий все то, что было накоплено русскими православными предпринимателями за прошедшие века.