Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Главы из книги В. Ерастова «Православное предпринимательство»

Erastov Виктор Ерастов: Социальная ответственность православного предпринимателя

«жатвы много, а делателей мало» [Лк.10:3]

В богоборческие времена государство максимально изолировало своих граждан от принятия каких-либо решений. Человек интересовал государство только с точки зрения производственной функции. Причем, сопровождалось все это громкими заявлениями о заботе о нем, о человеке. Государство решало, что и сколько человеку есть. Государство решало, во что человеку одеваться. Государство решало, где и с каким качеством человеку лечиться. Государство решало, где человеку получать образование, заодно подменив и воспитательное значение семьи. Государство решало, в каких условиях человеку жить. Государство решало, где человеку работать. И если вдруг на великих стройках социализма не хватало людей, то в соответствии с заповедями основателей коммунизма формировались промышленные армии из врагов народа, вредителей и социально чуждых элементов.

К. Маркс и Ф. Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии” 1848 году продекларировали необходимость перехода средств производства в собственность пролетарского социалистического государства*. C 1917 года коммунистическую теорию попытались внедрить на практике. Сменилось три поколения людей, выросших в условиях мобилизационной экономики. И вдруг, когда милостью Божией коммунистический режим пал, подавляющее большинство людей оказалось не готово самостоятельно принимать решения: как жить, где работать, как воспитывать ребенка, и т.д. Подавляющее большинство людей продолжало ждать кого-то, кто даст работу, даст жилье, даст зарплату, даст место в детском саду… За эти три поколения сменились понятия между работать и зарабатывать или устроиться и получать. Даже сейчас, спустя двадцать лет, чаще услышишь, как кто-то хорошо устроился и получает, чем кто-то кто хорошо работает и зарабатывает.

Очевидно, что придется ждать еще двадцать лет, когда изменится это отношение к жизни, к семье, к работе. Не случайно Моисей сорок лет водил евреев по пустыне. Не случайно экономический подъем в Российской Империи XX века начался спустя сорок лет после отмены крепостного права Александром II, проведения Государем Императором судебной, административной, городской реформ. Экономический подъем не начнется вдруг. Экономический подъем не начнется одномоментно. Экономический подъем обеспечат менеджеры и предприниматели. Какими они будут? Зависит от нас. Сможем ли мы восстановить утраченные традиции русского православного предпринимательства или отдадим собираемый столетиями экономический потенциал России на откуп предпринимателям-иудеям, предпринимателям-мусульманам, предпринимателям-атеистам. Однако боюсь, что если это произойдет, то это будет уже не Россия, даже если эта страна будет продолжать так называться, и в ней подавляющее большинство будет говорить по-русски.

Поэтому социальная ответственность православного предпринимателя сводится к трем пунктам:

1.Удовлетворение социальных потребностей в работах, товарах, услугах
2. Решение задач стоящих перед государством и органами местного самоуправления через налоги и другие обязательные платежи.
3. Создание рабочих мест.

Без усилий предпринимателя не появится работа товар и услуга. Без налоговых поступлений от деятельности предпринимателя не смогут выполняться государственные функции по охране границ и общественного порядка, соблюдению социальных гарантий граждан, содержанию государственных служащих. Без усилий предпринимателя не будут создаваться рабочие места, люди не смогут получать заработную плату и содержать семьи.

Перед православным предпринимателем может возникнуть искушение не платить налоги. Искушение настолько старое, что еще фарисеи пытались уловить на нем Иисуса Христа: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. [Мф. 22:15—21] Современная налоговая система во всех странах мира настолько сложна, что появились налоговые консультанты, зарабатывающие тем, что помогают предпринимателям и гражданам сэкономить на уплате налогов. Предприниматель должен четко знать, что у налогов есть не только фискальная, контрольная и распределительная функции, но и регулирующая и дестимулирующая, – когда государство через налоговое бремя препятствует развитию каких-либо экономических процессов. Поэтому православный предприниматель еще на этапе планирования своего дела должен рассчитывать обязательные платежи.

Еще одно искушение предпринимателя — коррупция от латинского corrumpere «растлевать»*. Внешняя коррупция позволяет предпринимателю добиться неких конкурентных преимуществ перед другими предпринимателями, но поскольку преследуется государством, ставит его дело под угрозу и не только уголовного преследования, а следовательно, и самому предприятию и семьям существующих от доходов этого бизнеса, и появление других предпринимателей, использующих этот же метод, и неисполнение другой стороной своих обязанностей с невозможностью подтвердить расходы и увеличение убытков. Внутренняя коррупция, внутрифирменная, возникает при делегировании полномочий предпринимателем за счет увеличения расходов предпринимателя путем приобретения менее качественного или более дорогого сырья, материалов, комплектующих, привлечения недобросовестных подрядчиков и т.д.

___________
*К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 446
*Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь Изд. 2-е переработ. и доп. М., “Русский язык”, 1976