Опора-Созидание Проект рабочей группы "Предпринимательство и православие"
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Чукмалдин Николай Мартемьянович

Николай Мартемьянович Чукмалдин родился в 1836 году в деревне Кулакова Тюменского уезда Тобольской губернии в семье обрусевших татар — крестьян-старообрядцев. Начал трудиться с шести лет, помогая отцу в работе. На восьмом году родители отдали любознательного мальчика в обучение единственному грамотному человеку в деревне — старику-староверу Артемию Скрыпе. Ученье давалось легко, с большим интересом и восторгом. Благоговейное, восторженное отношение к ученью и книге Чукмалдин сохранил на всю жизнь, постоянно и неуклонно стремясь к самообразованию и саморазвитию.

В 15 лет Чукмалдин отправляется из родной деревни в Тюмень, на кожевенный завод И. А. Решетникова для заработка. Имея незаурядные способности, он из обыкновенного наемного работника становится компаньоном своих прежних хозяев, еще спустя некоторое время открывает свое собственное дело.

Первые предпринимательские успехи Чукмалдина были связаны с поисками путей «честной торговли». Новый способ продажи товаров, предложенный им, заключался в установлении постоянных цен на товары лишь с 20 % прибылью. Это принесло Николаю Мартемьяновичу большие доходы и дало возможность после нескольких лет работы приказчиком стать купцом.

С неколебимой верой в необходимость честной коммерции Николай Мартемьянович участвовал в самых рискованных торговых предприятиях. Ему, воспитанному в духе честности и порядочности, претили ложь и обман, исстари присутствующие в коммерции. Моральные принципы порой шли вразрез с материальными интересами; прямодушие и честность не раз ставили перед разорением. Однако неудачи не ломали, а служили толчком к дальнейшему развитию.

Залогом его дальнейших успехов стало то, что он неустанно учился торговому искусству, сохранял и развивал на протяжении всей жизни приобретенный опыт и лучшие купеческие качества. За десять лет торговой деятельности, Чукмалдин увеличил свой капитал в 20 раз.

Он внес ряд реформ в торговлю шерстью, открыл новую, до него неизвестную отрасль – чайное дело, создал валяльную фабрику, занимался поставками товаров высокого качества для российских войск. Применение новых методов взаимодействия с партнерами позволило Н. М. Чукмалдину создать свое крупное дело, которое достигло масштабов Европейской России. Желание перевести деятельность по торговле шерстью и чаем на более широкую арену подтолкнуло его переселиться в Москву в 1870-х годах, где тюменский купец быстро завоевал симпатии и приобрел известность. Благодаря смелой инициативе и честности получил сотни тысяч заработка, превратившись в купца-миллионера 1-й гильдии, крупного промышленника и магната.

Однако Николай Мартемьянович Чукмалдин был не только успешным коммерсантом, но и высококультурным интеллигентом с разносторонними интересами.

Активно и успешно Николай Мартемьянович выступал в текущей прессе, создав себе репутацию острого публициста. Чукмалдин печатался в московском «Вестнике промышленности», екатеринбургском «Урале», «Тобольских губернских ведомостях», «Санкт-Петербургских ведомостях», сотрудничал с «Сибирской торговой газетой», которую материально поддерживал. Он писал статьи о промышленности Тюмени, ее хозяйстве, ремеслах Западной Сибири, бойких и шумных ярмарках. Корреспонденции всегда имели деловой характер – разъяснить, дополнить, осветить проблему с новой стороны. О себе и о своей жизни искренне и непосредственно он рассказал в цикле очерков «Мои воспоминания» и «Записки о моей жизни». О том, как постепенно складывалась его позиция, определившая личный нравственный кодекс предпринимательской деятельности, отражено им в ряде публицистических статей, названных «Московские письма».

Еще одной страстью Николая Мартемьяновича было приобретение редких древних и ценных славянских книг и пергаментов. Он создал в Тюмени уникальную библиотеку рукописных и старопечатных книг и стал основателем музея при Тюменском Александровском реальном училище, купив большую коллекцию местной флоры и фауны у Ивана Яковлевича Словцова и присоединив к ней много редкостей, добытых им самим в путешествиях по миру.

Чукмалдин объездил всю Россию, побывал во многих странах Запада и Востока. Из поездок привозил различные редкости, представляющие собой историческую ценность. Каждое свое путешествие и свои наблюдения записывал и печатал. Его путевые очерки, имеющие важное культурное значение, вышли отдельными изданиями и вызвали особый интерес у читателей.

Много времени посвящал Николай Мартемьянович культурной деятельности. В начале 1860-х годов он являлся активным участником городского кружка под руководством представителя тюменской интеллигенции Константина Николаевича Высоцкого.

Большое значение Николай Мартемьянович придавал проектам регионального и промышленного развития края. Он принимал участие в обсуждении вопросов строительства Великого Сибирского железнодорожного пути, совместно с Высоцким стал автором продуманной и обоснованной «Записки о плавании по реке Туре пароходов и о направлении предполагаемой железной дороги», в которой отстаивалась идея проведения железной дороги через Екатеринбург к Тюмени. Сознавая важность Северного торгового пути и необходимость беспошлинного ввоза европейских и российских товаров через устья рек Оби и Енисея, Николай Мартемьянович Чукмалдин представил по просьбе министерства финансов свои соображения о глобальном значении этого проекта для Сибири.

Николай Мартемьянович бескорыстно служил родным местам и многое делал для его развития и процветания.

Принимал деятельное участие в организации частной школы Канонниковой, предназначенной для подготовки детей в средние учебные заведения. Основал фабрику-школу для обучения ковровому производству. Являлся членом Владимирского сиропитательного заведения. Стал инициатором создания в Тюмени приказчичьего клуба с целью расширения кругозора и деловых знаний местных приказчиков. Способствовал открытию в Тюмени первой общественной библиотеки, а также библиотеки приказчичьего клуба, учредил для общества попечения об учащихся бесплатную библиотеку-читальню. Оказывал народным библиотекам существенную поддержку книгами, журналами и деньгами. Обогатил фонд народной библиотеки в Тобольске более ста экземплярами книг в «роскошных переплетах», присланных им из Москвы. Давал Тюменскому Александровскому реальному училищу средства на три ежегодные премии за лучшие сочинения о Тюмени и Тюменском уезде. Обогащал в течение трех десятилетий библиотеку реального училища книгами, заботился о внутреннем убранстве библиотеки. Снабжал Александровское училище необходимыми материалами и рисунками  для практического обучения ремесленников рисованию и черчению. Помогал тюменскому обществу попечения об учащихся книгами, учебными пособиями, деньгами, обувью, одеждой. Помогал деньгами тюменскому обществу трезвости. Поддерживал тюменское школьное общество деньгами, книгами и вещами. Оказывал помощь сибирским газетам и театру. Первый прислал 1000 рублей на постройку в Тюмени Народного дома.

Являлся одним из учредителей общества содействия учащимся-сибирякам и был избран председателем общих собраний этого общества. Пожертвовал иконы для Белогорского монастыря, написанные под его контролем в Москве; помимо икон пожертвовал 1000 рублей на издание брошюр о монастыре. Подарил Тюмени музей, купив коллекцию у директора Тюменского реального училища И. Я. Словцова, дополнив собственными многочисленными экспонатами. Оказал помощь в сохранении старинного архива воеводской канцелярии.

В родной деревне Кулакова Чукмалдин создал Сельский банк с безвозвратным вкладом 3000 рублей для поддержки и развития местного кустарного ремесла: тележного, кошевого, веревочного, получаемые ссуды из Банка оказывали существенную поддержку ремесленникам. Давал крестьянам деньги на взнос податей, если они не могли их уплатить. В неурожайные и голодные годы, также после большого пожара оказывал кулаковцам широкую помощь: нуждающимся и бедным раздал безвозвратно на посев и продовольствие до 2-х пудов хлеба; снабжал одеждой, чаем, сахаром, помогал деньгами. Посылал новейшие сельскохозяйственные орудия и культурные урожайные семена. Основал бесплатную аптеку для жителей, которую пополнял необходимыми медикаментами. Участвовал в решении некоторых деревенских проблем и помогал найти мудрое решение. Развернул упорную борьбу с пьянством и платил в доход общества по 100-200 рублей, для того только, чтобы не открывались в деревне кабаки. Поняв бесполезность данной меры, выделил 700 рублей для открытия общественного кабака, доход от которого полностью шел на нужды общества. Построил для крестьянских бедных детей каменную двухэтажную школу, стоившую более 16 тысяч рублей. Основал при школе библиотеку-читальню, которую снабжал книгами из Москвы. Соорудил недалеко от школы столярные ремесленные мастерские по обработке дерева для обучения ручному труду. Состоял попечителем школы и мастерской, на что ежегодно отпускал 540 рублей. Платил учителю 120 рублей, помощнику учителя 180 рублей. Ежегодно высылал школьную форму и зимнюю одежду учащимся. Разбил при школе большой красивый парк, саженцы для которого специально выписывал отовсюду. Рядом с парком на речке Пановке устроил рукотворный пруд. Построил прекрасную каменную церковь в древнерусском стиле с внутренним устройством и утварью, стоимостью более 40 тысяч рублей. Выделил 360 рублей для покупки и устройства церковных домов, в том числе квартирных. Внес капитал 12 тысяч рублей на вечное время по билету Госкомиссии по погашению долгов и на вечное поминовение раба Божия Николая, проценты с данного капитала в количестве 390 рублей поступали на содержание церковного Притча. Каждые полгода вперед вносил в Сельский банк 690 рублей, ежегодные проценты от вклада шли на ремонт и поддержание благолепия храма. За преподавание Божьего закона в Кулаковской сельской школе и обучение учащихся церковному пению особо назначил священнику 240 рублей. Завещал в пользу Притча 17 тысяч рублей серебром.

Умер Николай Мартемьянович в апреле 1901 года в Берлине, где проходил лечение от тяжелого недуга. Согласно завещания был похоронен в родной деревне Кулакова в специально сооруженном склепе при Свято-Никольском храме. В 1930-е годы его могила была разорена.

В 1933 году, под веянием происходящих в стране преобразований, небольшая группа людей решила разрушить в деревне храм и избавиться от купца Чукмалдина. Им не нравилось, что кулаковцы любили и почитали своего благотворителя, кланялись ему и приносили богатые дары. После неудачной попытки сжечь тело Николая Чукмалдина, его обезобразили и перезахоронили.

Место захоронения купца Чукмалдина неизвестно. Все предпринимаемые поиски завершились пока безрезультатно.

Николай Мартемьянович Чукмалдин прошел сложный, но яркий и насыщенный жизненный путь. До сих пор его жизнь и деятельность привлекают пристальное внимание исследователей в различных областях знаний. Интерес к его личности не только не угасает, наоборот, повышается. Объясняется это, прежде всего, его отношением к людям, жизни, своему месту в жизни, его нравственностью и духовностью.

Он не просто жил, а все время неуклонно шел вперед, думая о будущем. Внимательность, наблюдательность, накопленный багаж знаний, умение видеть перспективу помогали ему направлять свои силы в нужном направлении. Чукмалдин остро чувствовал свою ответственность перед людьми, часто опережая общество и даже само время. Высокие нравственные качества навсегда определи его место в жизни – жить и работать во благо людей, во имя их светлого будущего.

Важным мерилом нравственности в предпринимательской деятельности для Чукмалдина всегда оставалось справедливое отношение к другому. В конце жизни он перенес это и на общественные отношения. Пройдя суровую школу, добившись богатства и заняв положение, он начал сомневаться в объективности существующей социальной системы. По мнению коммерсанта, облагать налогом следовало не бедных людей, получающих средства для жизни продажей своего труда, а имеющих капитал. «Чукмалдин торговал и наживал деньги словно не для себя, а по чьему-то поручению и доверенности. Он отдавал великий долг земле, которая его обогащала, щедро платя за находчивость и честную энергию. Такие дельцы в русской жизни встречаются, и влияние их на все окружающее самое благотворное», – писал о предпринимателе его современник.

При всей своей кипучей деятельности, принесшей реальную пользу людям, Николай Мартемьянович Чукмалдин оставался бескорыстным и скромным человеком. Сам он писал: «Выигрывает и богатеет в торговле тот, кто оказывает услугу обществу. Наивыгоднейший товар — доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстию. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела. Все то, что добыто неправедно, посредством обмана, своекорыстия и зла, носит в себе самом смерть. Жизненно и прочно одно добро». Его забота о благосостоянии людей была не разовой акцией, а сознательной, упорной и плодотворной работой на протяжении всей жизни, буквально до последнего дня. Освящение построенного им в Кулакова храма совпало с днем его погребения.

С 2010 года Тюменский государственный университет проводит научную конференцию Чукмалдинские чтения. В том же году в Тюмени появился Бульвар Николая Чукмалдина (зелёная зона вдоль улицы 30 лет Победы между улицами Пермякова и Николая Фёдорова). В 2014 году здесь торжественно был открыт памятник Николаю Чукмалдину.

Википедия

http://www.okipr.ru/encyk/view/216

http://1tmn.ru/persons/history-persons/rycari-pervonachalnogo-kapitala-4130522.html

Источник: журнал «Тюмень»