Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Купец и благотворитель Андрей Михайлович Носов

Всем знакомы слова Евангелия: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19,24). Вместе с тем, с библейских времен известно множество людей праведной, благочестивой жизни, в числе которых были цари, вельможи, полководцы, т.е. отнюдь не бедные. Получается, не обладание богатством, а отношение к нему может быть или греховным или достойным уважения и памяти потомков и благословения Божия.

В 1814 году в благочестивой купеческой семье Носовых родился сын Андрей. С детских лет мальчик был храним Богом от опасностей. Много раз его жизни грозила неминуемая гибель. Однажды молния ударила в тарантас, в котором ехал Андрей Михайлович, но он остался жив. Другой раз понесла лошадь, он упал в глубокий овраг и снова остался невредим.

Рождение в семье богатого купца не стало для Андрея гарантией сытой и обеспеченной жизни по достижении совершеннолетия. По обычаям того времени, сын купца должен был заработать капитал своим собственным трудом. Вот и Андрей Носов, повзрослев, занялся собственным делом: скупал скот за Волгой, откармливал его, а по весне перегонял для продажи в Тамбовскую губернию. Занятие это имело, конечно, свои трудности: неудобства походной жизни, постоянное, в любую погоду нахождение на воздухе.

У своих товарищей купцов-скототорговцев Андрей Михайлович пользовался большим уважением за честность и совестливость. Рассказывали о нем такой случай. Остановившись как-то на привал у небольшого селения, скототорговцы заметили барашка, отбившегося от стада. Они тут же его поймали, зарезали, сварили и принялись «пировать». Предложили и Носову, но тот наотрез отказался, сказав: «Барашек, может, принадлежит какой-нибудь бедной старушке, а вы его зарезали и едите спокойно». Затем взял кружку воды, кусок хлеба и, отойдя в сторонку, сел есть. Некоторые, вразумившись, последовали его примеру.

Кочевой образ жизни привел к тому, что в 1864 году Андрей Михайлович заболел: в печени образовался гнойник. Складывалось критическое положение. Врач после осмотра больного посоветовал есть мясо. Шел пост, и Носов отказался: «Лучше умру!». О болезни стало известно Тамбовскому епископу Феодосию. Владыка посетил больного купца и благословил его есть мясное. Андрею Михайловичу пришлось выполнять архиерейское «послушание». Однако состояние больного ухудшалось, надежда на выздоровление таяла. Но все же, благодаря стараниям одной хожалки, не покидавшей Носова днем и ночью и ставившей ему примочки из льняного семени, нарыв прорвался, и здоровье пошло на поправку.

В болезни и выздоровлении Андрей Михайлович усмотрел особый смысл: всякий человек, стяжавший богатства земные, должен помнить, что Господь дает их не для услаждения плоти и прихотей человеческой натуры, а для помощи убогим и обездоленным. Так было принято решение об устройстве знаменитой впоследствии богадельни. Для ее организации Носов в январе 1869 года купил дом Никиты Куприянова в Тамбове, в котором 19 октября того же года первоначально и открыли богоугодное заведение. Духовное окормление его насельников первое время исправляли священнослужители Знаменской церкви. После же строительства и освящения в 1872 году домового храма во имя святого Лазаря Четверодневного служение здесь несли монахи Казанского монастыря. По прошествии 5 лет открыли особый причт, для членов которого Андрей Михайлович построил на собственные деньги дома. К 1878 году в богадельне проживало уже 117 человек. Попечение о богадельне продолжилось и далее. В 1881 году на средства Носова надстроили второй этаж здания и расширили храм.

В 1883 году в городе открыли приют для неизлечимо больных людей и странноприимный дом в память Императора Александра Второго, в котором предоставлялся ночлег и бесплатный обед для всякого нуждающегося. Через два года Городская Дума решила присоединить к богадельне ремесленное училище. Однако городские власти не нашли средств на его содержание. Помощь снова последовала от А.М. Носова. Он выделил для училища 540 десятин земли и 40 тысяч рублей капитала, проценты с которого шли на содержание учебного заведения. К 1897 году в училище обучалось 98 детей-сирот, получавших здесь профессии слесарей, столяров и токарей. В 1889 году Носов устраивает в новом здании приют для детей 7-9 лет (здесь содержалось 83 человека). Двумя годами позже для девочек 6-8 лет — приют, воспитание и образование в котором продолжалось до 17-летнего возраста. После выхода из приюта, при замужестве, его воспитанницам выдавали 100 рублей приданого или (для не спешивших обязать себя узами брака) 50 рублей единовременного пособия. К благотворительному служению Андрею Михайловичу удавалось привлекать и своих друзей купцов.

Очень часто А.М. Носов помогал обездоленным в тех или иных жизненных обстоя-тельствах. В голодные 1891-1892 гг. им ежедневно раздавалось по 15 пудов хлеба, всего же в день бывало до 700 получателей.

За несколько дней до кончины Андрея Михайловича осмотрел врач. Здоровье его ухудшалось, но купца решили утешить словами о скором выздоровлении. В подобном успокоении Андрей Михайлович не нуждался, он знал, что скоро умрет. После ухода врача, он велел домашним позвать священника, принявшего исповедь больного и причастившего его. Через два дня, 16 января 1897 года Андрей Михайлович Носов скончался. Его похоронили на Воздвиженском кладбище города Тамбова.

Жизнь Андрея Михайловича Носова — яркий пример христианского отношения к богатству. Обладание значительными средствами расценивалось им как возможность помочь гораздо большему количеству нуждающихся, нежели это смог бы сделать обычный человек. Благотворительность для купца Носова — служение Богу и ближнему. Служение, которое не смогла остановить даже смерть. По его завещанию большой участок земли в Борисоглебском уезде и необходимый капитал передали епархиальному начальству для основания мужского монастыря, что и было исполнено в 1908 году. В богадельне и приютах, созданных А.М. Носовым, к 1897 году содержалось 700 человек, причем финансовые и хозяйственные дела были так хорошо устроены, что и по смерти основателя его заведения ни в чем не нуждались.

В начале ХХ века в Тамбове намечали поставить памятник своему почетному гражданину, его именем назвали улицу, но нет сомнения, что Андрей Михайлович Носов имеет часть и в иной награде — награде от Господа, которую, по слову Апостола, каждый получит по мере совершенного им добра (Ефес. 6,8), «ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне» (Мф. 25, 35-36).

Источник: Тамбов Православный